Исторические аспекты развития педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Работа состоит из  1 файл

самостоятельные работы.docx

— 101.83 Кб (Скачать документ)
    1. Влияние внешних и внутренних условий на успешность учебной деятельности.

     Исходя  из современных психологических  представлений,  этим обозначаются категории мотивации. Под мативационной сферой личности (ребенка) понимается совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающую направленность личности.

     Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени и от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности.

     Классический  закон Йеркса – Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, уже устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности. Однако мотив может характеризоваться не только количественно (сильный или слабый), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Причем речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности имеет значимость деятельность сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость имеют другие потребности (поощрения, гордости, востребованности и т. д.), то говорят о внешних мотивах. Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна, так как, например, на познавательную мотивацию не распространяется рассмотренный выше закон Йеркса – Додсона. И, следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности. 

     Однако, деление мотивов только на внутренние и внешние является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Надо сказать, что во многих случаях вообще не имеет большого смысла дифференцировать мотивы по критерию «внутренние – внешние». Гораздо более продуктивным бывает подход, основанный на выделении позитивных, по своей сути, мотивов и негативных.

  1. Особенности учебной мотивации у младших школьников,

    у подростков и у  старшеклассников.

     Учебная мотивация является неотъемлемой частью мотивационной сферы личности. Формирование мотивационной сферы происходит в деятельности.

     К учебным мотивам  по М.В. Матюхиной, могут  относиться мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом или же социальные мотивы, которые лежат вне содержания учебной деятельности. Первая группа состоит из мотивов, отражающих содержание учения (познавательные мотивы). Сюда входит стремление учащихся получать новые знания об окружающем мире, проникать в суть явлений, овладевать новыми способами действий (мотивация содержания) или же мотивы могут указывать на потребность учеников в интеллектуальной активности, на стремление думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания (мотивация процесса). Ко второй группе относят социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения). К этой же группе принадлежат и узко-личностные мотивы - стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников; стремление получать хорошие отметки (мотивация благополучия), или же желание быть в числе первых учеников, желание быть лучшим, желание занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация). В эту категорию мотивов относятся отрицательные мотивы, стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться.

  1. Примеры интеллектуальных и практических умений,

    формируемых в учебном процессе.

     Успех интеллектуального развития школьника  достигается главным образом  на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.

     Составляющим  фактором развития интеллектуального  потенциала учащихся является использование различных видов игр: занимательных, дидактических, сюжетно-ролевых, а также задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков.

     Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках отдельных учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

  1. Факторы, влияющие на формирование навыков в учебной деятельности.

     Знания  об окружающем мире (о предметах  и явлениях, их свойствах и взаимосвязи  и т.д.) постоянно включаются в действия, делают школьников более совершенными, осознанными, повышают их уверенность в правильности выполнения определенной деятельности. В учебной деятельности, одним из структурных компонентов которой являются и учебные действия, школьникам необходимо освоить различные способы действия с учебным материалом (вычислять, измерять, решать задачи, грамотно писать, связно излагать мысли автора своими словами и т.п.). Правильно реализованные структурные компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, контроль за усвоением, оценка   степени   усвоения)   стимулируют   их   умственную   активность, приучают целенаправленно наблюдать, искать в предметах, знаках, фигурах, словах общее и разное, делать выводы и обобщения. Иначе говоря, формируется умение как синтез знаний и навыков, как овладение человеком совокупностью операций, приводящих к успешному выполнению той или иной деятельности. Интеллектуальные (связанные с умственной деятельностью) умения обеспечивают детям успешное усвоение предметов, безошибочное решение новых типов задач, овладение учением как деятельностью.

     Интеллектуальные  умения формируются на базе навыков  умственной работы. Их наличие в  учебной (и других видах) деятельности снимает напряжение личности, расковывает  ее, делает более работоспособной (утомление  наступает не так быстро, как при  отсутствии навыков). Навыки, как известно, - автоматизированные   компоненты  сознательной деятельности.

     Умения — это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Круг умений, которыми должен овладеть ученик, очень велик. Это и специфические, и обобщенные умения.

Самостоятельная работа № 8.

Психологические причины школьной неуспеваемости учащихся. 

  1. Составить рекомендации по преодолению  и профилактике

    школьной  неуспеваемости младшими школьниками.

     Под неуспеваемостью  понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

     Неуспеваемость  школьников закономерно связана  с их индивидуальными особенностями  и с теми условиями, в которых  про­текает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

     Именно  дидактика призвана дать определение  неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики — содержанием и процессом обучения.

     Хотя  задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы  к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих  неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения — его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия меж­ду учениками, учителями и внешними условиями.

     Теоретические основы неуспеваемости школьников:

1. Педагогическая  запущенность - главная причина низкой  успеваемости школьников

2. Психическое  здоровье - залог успешности в  учёбе

3. Дети с  временной задержкой психического  развития

4. Чрезмерная  учебная нагрузка - одна из причин  неуспешности школьников

5. Хроническая  неуспешность и школьная тревожность - основная сфера проявления трудностей в учёбе

6. Снижение  мотивации в учёбе - одна из  причин низких результатов в  учёбе

7. Влияние  факторов времени (кружки, курсы,  спорт и пр.)

8. Тип темперамента

     Факторов  успешности учения много. Среди них  и генетические способности, и способности  ребенка, и пол, и воспитание в  семье и в школе, и состояние  здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в деятельности и через деятельность, сохраняя свою автономию. 

Самостоятельная работа № 9.

Психологические особенности воспитания учащихся на разных ступенях обучения. 

  1. Сформулировать  ответы:
    1. В чем принципиальное отличие современного подхода к воспитанию

    от  существовавшего  ранее?

     Как правило, родители воспитывают ребеночка  по той модели, по которой когда-то их самих воспитывали родители. Моделей этих, психологи насчитывают четыре: это авторитарный подход в воспитании ребенка, либеральный подход, демократический и равнодушный (или по-научному — индифферентный).

     Авторитарный  подход предполагает воспитание ребенка в исключительной строгости. Он предполагает полное и безоговорочное подчинение ребенка родителям. Так, мать с отцом четко знают, каким человеком они хотят в будущем видеть своего малыша, а потому методом приказов, требований, формируют из малыша, по их мнению, личность. Самой большой проблемой такого подхода в воспитании детей является то, что результатом его может стать пассивность самого ребенка. Ребенок привыкает зависеть от родителей и их мнения, а потому не умеет принимать решения самостоятельно. Более того, утрачивается творческое начало, ребенок может превратиться в безынициативного и несамостоятельного подростка. Это обусловлено тем, что любой малыш в детстве стремиться к познанию мира. Чрезмерные родительские запреты, четко определенные рамки, выставленные для ребенка, мешают ему развиваться. Это не значит, что нужно прямо сразу и все малышу разрешить, но капля самостоятельности, да и возможность выбора ему все, же стоит оставить. 

     Кардинально противоположен авторитарному - либеральный подход в воспитании ребенка. В случае либерального подхода к воспитанию родители высоко оценивают ребенка (при этом не всегда оправданно), не склонны к запретам, ограничению и контролю. Это так называемый «метод вседозволености», при котором ребенок получает слишком большой объем свободы, возможность самому принимать те или иные решения, хоть не всегда он к этому и готов. Психологи предупреждают: каждому возрасту присущи свои особенности, и маленькому ребенку такой подход в воспитании может принести больше вреда, чем пользы. Более того, родители-либералы рискуют в итоге вырастить довольно эгоистичную и бездушную личность.

Информация о работе Исторические аспекты развития педагогической психологии