Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:16, реферат
В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.
Что именно имелось в виду? Почему деятельность по передаче информации новым людям - так странно названа, не «загрузка», «передача», «наполнение», а выявление чего-то, что очевидно уже есть в человеке?
В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.
Введение__________________________________________________________________________2
Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития _______3
Этапы развития образования на разных стадиях развития общества ________________________6
Современные противоречия образования и пути их преодоления __________________________10
Тенденции развития образования _____________________________________________________13
6. Справка: смысл и историчность образования по-христиански ______________________________14
7. Выводы____________________________________________________________________________19
8. Литература________________________________________________________________
Содержание:
6. Справка:
смысл и историчность
7. Выводы________________________
8. Литература____________________
v 3.3 :-)
1.
Введение
«Образование»
— слово говорящее.
В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.
Что именно имелось
в виду? Почему деятельность по передаче
информации новым людям - так странно
названа, не «загрузка», «передача», «наполнение»,
а выявление чего-то, что очевидно
уже есть в человеке?
В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.
Поэтому, видимо,
и слово «образование» - чисто христианское,
и даже более узко - православно-христианское,
тогда понадобилось русским людям
для того, чтобы «обозначить» очевидную
ранее, успешно проводившуюся до этого
более 700 лет деятельность - окормление
(направление) и научение - «по-научному»,
по-западному.
Первоначально,
очевидно, предполагалось, что «образовать»
человека — значит проявить в нем какой-то
или чей-то образ, то есть вырастить его
так, чтобы он стал близок, родствен чему-то
или кому-то; чтобы стал похож на того,
чей образ ему передали; чтобы влился в
общество аналогичных образов.
Чей же образ
имелся в виду? Ответ очевиден - образ Божий.
Но сегодня слово это употребляется обычно в совершенно иных значениях, что будет подробно рассматриваться далее.
Тема этого реферата - очень специфична, как по причине дрейфа понятий за прошедшие века, так и по причине неформализуемости объекта и предмета данной области знаний. В самом деле, определить точно значения слов «знание», «информация», «образованность», «воспитание» и т.д. - не представляется возможным, так как у светского человечества ныне нет единого ориентира и эталона для всего, что касается сознания и «второй сигнальной системы» человека. Каждый педагог сегодня понимает все базовые понятия по-своему, и коррелируют они между собой далеко не во всем.
Не зря многие
педагоги-ученые, например В. Сластенин
и И. Исаев, начинают свой труд («Педагогика»
(18)) не как принято для обычных учебников
(с определения объекта и предмета науки),
но... со сказки про недоказуемые наукой,
гипотетические, неисторические события:
«В глубокой древности,
когда еще не было разделения
труда, все члены общины
или племени — взрослые
и дети — участвовали
на равных в добывании
пищи, что составляло
главный смысл существования
в те далекие времена....» (18); а основные
понятия педагогики начинают объяснять
аж в пятой главе. Педагогика - наука или
искусство? И это спорная тема.
Не менее удивительно широкое использование трудов сугубо конфессионально настроенного христианского еретика Яна Амоса Коменского в православной стране. Он положил свою жизнь на реформацию конфессиональной, католической школы, но у нас этого никто не понимает!
Православие же никогда не имело схоластического образа мыслей, против которого боролся Коменский. Также нам чуждо и протестантское сознание, что показывает крайне малое количество протестантов в стране, несмотря на их массированную деятельность в недавнем прошлом.
У нас своя тысячелетняя - от греческих православных монахов Кирилла и Мефодия - школа, своя педагогическая традиция, наше массовое сознание резко отличается от западноевропейского. Это не учитывается нынешними историками и педагогами.
Также прискорбен факт явного насилия над историческими фактами у современных историков и педагогов: обычно они хором утверждают, что самые научно достоверные материалы (русские и греческие монастырские летописи, Библия) - ложны, а совершенно не имеющие фактического подтверждения философские системы Дарвина-Ленина (труд создал человека), гуманистов эпохи Просвещения (свободная личность без Бога), Штайнера (антропософия) - истинны.
Поразительным выглядит и факт глухого замалчивания историками и педагогами большой эпохи в жизни человечества, очевидно весьма значимой для него - эпохи от Рождества Христова до эпохи Возрождения.
Попробуем
разобрать нашу тему с учетом всего этого.
2. Сущность образования как социального института.
Источники
и факторы его
развития.
Обычно современные
нам педагоги разделяют образование на
две отрасли или части: обучение
(подготовка к жизни в обществе людей)
и воспитание (введение в эту жизнь)
(1). Некоторые педагоги понимают обучение
как «закачку знаний» в ребенка, а воспитание
- как управляемую практику их использования.
Другие - как передачу, соответственно,
формального и практического знания. Части
эти неразрывно связаны, поэтому здесь
можно рассматривать образование как
единую разноплановую деятельность.
Социальную
сущность этой деятельности современное
светское общество определяет чаще всего
в подобном ключе: (18) «Под
образованием понимается
единый процесс физического
и духовного формирования
личности, процесс социализации,
сознательно ориентированный
на некоторые идеальные
образы, на исторически
обусловленные, более
или менее четко зафиксированные
в общественном сознании
социальные эталоны (например,
спартанский воин, добродетельный
христианин, энергичный
предприниматель, гармонично
развитая личность).
В таком понимании образование
выступает как неотъемлемая
сторона жизни всех
обществ и всех без исключения
индивидов. Поэтому
оно есть прежде всего
социальное явление.»
Здесь лишь заметим, что ни в одной стране
образование в принципе не может «объять
всех без исключения», обязательно найдутся
маргиналы.
Как утверждают другие современные педагоги, в частности (1),
«с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям». Для образовываемого ребенка - это «средство развития его личности»
Если следовать
этим и аналогичным высказываниям, то
светское образование, как социальный
институт, определяется следующими признаками:
1. Это система изменения отдельных людей - обществом людей;
2. Занимаются
изменением специально
3. Целью изменений
(сегодня) является
4. Изменения производятся на базе знаний предыдущих умерших поколений людей;
5. У системы имеются эталоны (идеалы) результатов работы, образы наибольшего «блага», «добра»;
6. Эти эталоны/идеалы изменчивы;
7. Цель, средства,
результаты системы
8. Онтологического,
окончательного смысла эта
С подобной
позиции, к системам (подсистемам) образования
следует фактически причислить и локальные
системы, например, «блатную» тюремную;
молодежные субкультуры, в частности панков,
байкеров, рокеров, эмо (у перечисленных,
что бы там ни говорили, в основе занимаются
трансляцией «своей» культуры тоже отдельные
лидеры, центральные фигуры, кумиры); политические
системы фашизма и коммунизма; религиозные
системы шаманизма, язычества, антропософии,
сектантских церквей.
Удивительно, но факт: желаемый образ каждого встраиваемого в общество человека («гармонично развитая личность») может в подобных определениях содержать совершенно противоположный смысл, например «идеальный ариец», «зоновский авторитет», «русский интеллигент», ведь общество в историческом плане совершенно нестабильно, и главные ценности и идеалы цивилизации «в целом», увы, постоянно диаметрально меняются от фашизма к плюрализму и обратно. То это египетское статичное величие и поклонение человеку-богу, то римский циничный юридизм и античная неумеренность во всем плотском, то католическая мания огнем и мечом насаждать всем любовь, то протестантская страсть все сводить к лозунгам, механике и экономике (материальным благам), то нынешняя эйфорическая тенденция объединиться для всеобщего благоденствия.
И во все времена у почти всех народов Европы, Африки, Северной Америки и Ближнего Востока - одно общее занятие на всех: убивать врагов, порабощать, захватывать. Пытаться стать владыками!
Исключениями
из этого правила стал по мере
духовного роста (начиная примерно
с 1500 лет до Р.Х) только один, Богом избранный
народ иудейский, а затем христианский,
точнее лишь одна его часть - православные
христиане. Не «называющие себя православными»
(около 70% от общего количества в православных
странах), а воцерковленные православные
(в среднем 1-2 %).
С точки зрения
автора, христианского педагога, система
образования может содержать кардинально
другие признаки:
1. Это система
изменения отдельных людей - их
Творцом, с помощью других
2. Занимаются изменением родители, восприемники (крестные), прихожане, служители Церкви, т.е. большая часть общества;
2. Целью изменения
всегда является подготовка
3. Изменения
производятся на базе
4. У системы имеются эталоны (идеалы) результатов работы, образы наибольшего «блага», «добра»;
5. Эти эталоны/идеалы неизменны и фундаментальны;
6. Цель, средства,
результаты системы
7. Онтологический
смысл эта система имеет в возведении
людей к последующей жизни с Богом.
Такая позиция
совпадает, например, с педагогической
системой К.Д. Ушинского, который вполне
в русском стиле смог сочетать неизбежные
западные протестантские тенденции «научного»
усложнения и обмирщения всей жизни с
глубинной жаждой Бога во всех наших душах.
Также эта позиция совпадает с письмами
(посланиями) учеников самого Бога всем
принявшим Его (19). Еще она совпадает с
педагогической системой нынешних православных
организаций, не изменяющейся особо уже
2000 лет.
Вся история образования неразрывно связана с историей всего человеческого общества. Это естественно; и естественно так же и взаимовлияние одного на другое: общество «учредило» систему образования, чтобы таковое выполняло некий заказ этого общества; образование же, как институт, заказ не только выполняло, но и корректировало в соответствии со своими взглядами на необходимый конечный результат своей работы — на образованного человека. Это в свою очередь впоследствии меняло и общество... «что посеешь — то и пожнешь», как вкратце выразил народ суть известной притчи Иисуса Христа о пшенице и плевелах.
Очень впечатляет
динамика процесса: если за тысячелетия
система образования менялась весьма
слабо, то в последнее время — изменения
в системе образования все более приобретают
какой-то судорожный, лихорадочный характер.
Неоднократно за последние десятилетия
менялась вся парадигма светского образования,
не говоря уже о его способах и методах.