Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:16, реферат
В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.
Что именно имелось в виду? Почему деятельность по передаче информации новым людям - так странно названа, не «загрузка», «передача», «наполнение», а выявление чего-то, что очевидно уже есть в человеке?
В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.
Введение__________________________________________________________________________2
Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития _______3
Этапы развития образования на разных стадиях развития общества ________________________6
Современные противоречия образования и пути их преодоления __________________________10
Тенденции развития образования _____________________________________________________13
6. Справка: смысл и историчность образования по-христиански ______________________________14
7. Выводы____________________________________________________________________________19
8. Литература________________________________________________________________
Конец древнему
миру, а вместе с тем и весьма стабильной
и стройной системе образования, вероятно,
пришелся в связи с «великим переселением»
в Римской империи в 4-7 веках.
Этап
феодального строя
Далее светские ученые, в большей степени психологи, педагоги, социологи - практически единогласно пропускают или замалчивают большой временной пласт жизни человеческого общества Европы и Ближнего востока - это эпоха от окончания «древнего мира» и до начала-середины средневековья.
Видимо, по этому периоду о развитии системы образования им сказать нечего.
Мы же к этому
вернемся в главе «Этап встречи
с Богом».
Изучая период
с 4-5 века от Р.Х. - нынешняя светская
наука Запада видит в христианстве «идеологическую
платформу» для общества. Насколько это
платформа не «идеологическая», а именно
и только религиозная (по крайней мере
до искажения ее языческим европейским
обществом, разорвавшим христианство
на две половинки и превратившее «свою»
- католическую - в «священную дубинку»
идеологии), мы увидим позже, а пока лишь
приведу наиболее часто встречающиеся
в современной литературе мнения насчет
положения дел в описываемую эпоху:
«монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360). ( то есть, «ничейное» образование лежало на дороге и попы - начиная от Аарона, друга Моисея, за 3000 лет до Маркса - не учредили его систему сами собственноручно)
«Религии всех народов учили простых людей
повиноваться господам и служить их интересам.
Христианство с этой целью использовало
учение о прирожденной греховности человеческой
природы, призывало к воздержанию, аскетизму,
умерщвлению плоти для спасения души в
будущей загробной жизни.» (7)
Вы пробовали
зайти в православный храм и побеседовать
с молодыми прихожанами, с церковнослужителями?
Или прочитать катехизис, а тем более Евангелие
и Апостол? Если да - уверен, нелепость
подобных фраз вам очевидна. Цель христианства
диаметрально противоположна:не поработить,
а освободить.
Весь Новый
завет (последние 27 книг Библии) -
это письма учителей
ученикам, потенциальным образам Божиим.
Никакого, естественно, обучения «повиноваться
господам и служить их интересам» в христианстве
не было и быть не могло - христианство
учит повиноваться и служить Единому Отцу
небесному, иначе не было бы кошмарных
гонений на его учеников; но цитированный
смысл там появился в средние века (точнее,
с отпадением Римской Церкви, которая
затем впала в духовное обнищание), и никак
не в Восточных Церквах и странах. В восточной
традиции все учение христианства все
время и до сих пор держится на проповеди
Новой заповеди Христа: «да любите друг
друга, как Я возлюбил вас» (14).
Здесь очевидная
ошибка русских последователей Маркса
в том, что Маркс-то воевал со «своей»,
немецкой, ослепшей схоластикой католицизма,
а у нас они воюют с совершенно невиновной
в том религией - православной.
Современные авторы
не находят в средневековье новых
способов, технологий и методик образования:
видимо, на протяжении тысяч лет классическая
система классно-урочного преподавания
проявила себя как удовлетворяющая всех.
Затем она перестала удовлетворять Запад,
ну а в православных странах «почему-то»
продержалась еще лет 500-600.
Таким образом, образование в древней истории, а также в средние века, с точки зрения светской науки - более чем на тысячу лет замерло в развитии, к тому же во многих отношениях потеряло «античную грациозность», высоту мысли, изящество и мечтательность.
Но удивительно,
что именно в этот период человечество
обрело подлинные, вечные сокровища разумного
слова: это Новый завет, произведения Григория
Богослова, Иоанна Златоуста, Василия
Великого, Фомы Аквинского и так далее.
Если внимательно рассмотреть высказанные
там мысли о сущности, способах и методах
образования, то окажется, что современные
педагоги в самых новаторских теориях
и концепциях лишь пересказывают вырванные
оттуда отдельные фразы... забывая о контексте.
Эпоха
Возрождения (точнее - возрождения язычества)
Этот период жизни человечества ознаменовался, если рассматривать в первую очередь европейскую цивилизацию, тремя резко изменившими общество явлениями:
Касательно образования все это обернулось примерно так: возникла целая «плеяда» (кстати, как раз слово из языческого мифа, что хорошо показывает корни «возрождения) блестящих мыслителей, писателей, педагогов... Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Кампанелла, Мор, Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини и десятки других.
В результате
система образования наконец-таки «отодвинулась
от Церкви», что привело к постепенной
утере онтологического смысла обучения.
Зато названными деятелями были сформулированы «основные законы педагогики» (как будто раньше учителя учили без понимания всего этого), возникло гуманистическое течение в философии и педагогике (по сути повтор некоторых античных языческих авторов - т.е. фактически возврат на много веков назад): «Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность.» (7), что еще раз показывает: европейские «новаторы» боролись сугубо с католическими «тараканами в голове», а не с православными!
Также стали
развиваться отдельные направления в
общем течении образования: специальные
школы для глухонемых, для детей с отклонениями
физическими и умственными, а также дополнительное
образование. Ранее такие дети обучались
частью на дому, частью в обычных учреждениях
- и, видимо, никто от этого особо не страдал.
В то же время
происходит важное и символичное событие:
учитель перестал быть священником, и
стал отдельным специалистом, и потому
теперь его кормили не все прихожане (всей
общиной), а обычно те, кто посылал своих
детей на обучение: таким образом, получать
знания стало опять, как и в античном мире,
привилегией богатых людей. Хотя Церковь
и продолжала поддерживать приходские
бесплатные школы «для всех», но при общей
деклерикализации они уже теряли ведущее
положение. Также и государства понемногу
вводили стандарты светского образования
вместе с казенными школами, училищами,
академиями.
Рабле в тот период посвятил множество сочинений едкой сатире (кстати, сатир - это черт, бес) по поводу методов преподавания в католических школах. Но почему-то «наши» атеисты потом это все отнесли и к своей (неповинной в том) Церкви.
Удивительно, но именно «по Рабле» (живо, наглядно, интерактивно) с давних времен и до сих пор обучаются дети в большинстве православных приходских школ, начиная за 1500 лет до Рабле... ведь именно аналогичному подходу и учили православные церковные педагоги во все времена, начиная с самого Христа.
Еще соль рассказа
о Рабле заключается в том, что западная
церковная система образования как раз
вскоре после этого стала выдавать одного
за другим ярчайших ученых: Коперник (священник,
кстати), Декарт (уговаривавший датскую
принцессу перейти в католичество) , Лейбниц
(одновременно христианский апологет),
Ньютон (христианский богослов)...
Эпоха
Просвещения
Здесь образование
продолжило свою трансформацию, все более
удаляясь от религии и философии. Оно становится
все более практически ориентированным,
все больше меняет свои задачи с небесных
на земные, обучает человека жить более
«головой» - умом, чем «сердцем» - совестью.
Основной
задачей образования
становятся «воспитание
свободной личности»,
в предположении, что
эта свобода даст воспитуемым
счастье. Что из этого получилось - видим
на примере последующих революций, в которых
воспитанные так люди массово стали убивать
даже не просто соседей, но и кровных родственников,
что считалось всегда наиболее гнусным
злодеянием.
Параллельно система образования, с одной стороны, приводит в порядок все свои разрозненные знания, собирает в связи с распространением книгопечатания большие тематические библиотеки, а с другой - делится на все большее количество разнообразных учений, методик, способов.
Появляются фундаментальные для современной методологии педагогики труды Коменского, Руссо, Локка, в которых детство тщательно периодизируется, исследуются малейшие особенности физического развития (удивительно, как раньше тысячи лет люди обучали детей, не зная, что это надо учитывать...), но и окончательно выбрасывается из содержания образования все представления о Боге.
Рождаются и американские социально-педагогические теории, например Джефферсона, Пейна, Франклина.
Учреждаются школы нового типа - гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии
Отныне даже
фундаментальные понятия педагогики толкуются
все более и более разнообразно.
В период Просвещения,
то есть во время всеобщего ( имеем в виду
Европу, Ближний Восток и отчасти Северную
Америку) внедрения продуктов науки и
искусств в народные массы, образование
продолжало начатый в предыдущие периоды
путь - систематизировалось, дробилось
на течения и учения, накапливало знания,
становилось еще более поверхностным
(в философском смысле) и практическим
для воспитуемых.
Здесь упомянем
имя Песталоцци, который «утверждал, что
цель обучения -- в развитии человечности,
в гармоническом развитии всех сил и способностей
человека» (9), напрочь забыв о том, что
именно полноценное развитие
всех способностей человека и не достигается
в его системе: там не развивается способность
общаться с Отцом душ и телес, то есть совесть.
Действовавший тогда же Дистервег считал «основными принципами воспитания природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.» (8), что вообще-то присуще именно религиозному образовании: как еще воспитывать человека, как не «природосообразно», если так заповедал Сам Творец природы?
Но Творец был
Дистервегом выкинут за борт. Осталась
одна природа...
В России, к счастью, столь слепые товарищи были не очень популярны, видимо потому, что у нас в то время родились Полоцкий (основавший Славяно-греко-латинскую академию), Новиков, Ломоносов - все люди верующие и Бога чтущие, а потому и не разнузданные в нравственном и философском плане.
Упомянем также оказавшие влияние на весь мир труды Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова - правда, их «современные» взгляды на христианство во многом еще больше обессмыслили сущность образования.
В эту же эпоху
в России появился человек, разработавший
наконец цельную дидактическую систему
- Константин Дмитриевич Ушинский, который
сумел свести воедино требования секуляризованного
общества и глубинной потребности души
человека в Боге.
4.
Современные противоречия
образования и
пути их преодоления
Как увидим из приведенных
материалов, цель образования как
социального института со временем
дрейфовала и мельчала, в соответствии
с духовным обнищанием мирового общества
— от проявления бесценного образа
в человеках, к встраиванию без-образных
человеков в сообщество им подобных, «просто
чтобы жить».
Это является
важнейшим противоречием
современной системы
образования: она работает, что-то делает,
но каждый конкретный результат её действия
все равно скоро умирает.
Таким образом, онтологически образование является общественным механизмом подготовки человека к съеданию червями, исчезновению навсегда. Абсурдность данного вывода интуитивно понятна многим (если не всем), но делать с этим ничего обычно не хотят, потому что понимают: если попытаться найти в образовании смысл, то он неизбежно приведет к признанию Бога. А это, в свою очередь, повлечет необходимость и самим педагогам что-то делать в духовном плане: соблюдать заповеди, бороться с грехами, готовиться дать ответ за воспитанников на встрече с Богом.
Это - тяжело, поэтому педагоги обычно ныне избирают «позицию страуса»: «мы и так работаем в полную силу, и не грузите нас - образование в стране светское, и мы не станем искать во всем смысл.»
Или, иначе «Бога нет - и проблемы нет».
Здесь кроются
сразу десятки проблем и
Наиболее серьезные
из них, отсутствие или разнообразие (что
то же самое) ответов на которые и дает,
по мнению автора, нынешний «разброд и
шатание» в образовании, таковы: