Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:16, реферат
В английском языке оно, видимо, происходит от слова educe - выявлять, проявлять, делать явным.
Что именно имелось в виду? Почему деятельность по передаче информации новым людям - так странно названа, не «загрузка», «передача», «наполнение», а выявление чего-то, что очевидно уже есть в человеке?
В русском языке аналог этого слова - «образование» появилось, вероятно, в конце эпохи Возрождения - начале эпохи Просвещения, когда к нам от Петра I и его последователей стала насильно и массово проникать западная схоластическая мысль — тогда еще не совсем безбожная, но уже значительно утратившая дух христианства.
Введение__________________________________________________________________________2
Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития _______3
Этапы развития образования на разных стадиях развития общества ________________________6
Современные противоречия образования и пути их преодоления __________________________10
Тенденции развития образования _____________________________________________________13
6. Справка: смысл и историчность образования по-христиански ______________________________14
7. Выводы____________________________________________________________________________19
8. Литература________________________________________________________________
Для лучшего
понимания сущности и истории системы
образования, а также процессов в образовании
- здесь предлагаются ко вниманию два взгляда
на эти вопросы, светский и христианский.
Современное светское общество понимает историю человечества и всего мира — как цепь непрерывных эволюционных изменений (если научно — мутаций, то есть стохастических, сознательно не управляемых, закономерных изменений форм и характеристик живых существ).
Такое понимание
историчности любого социального процесса
обычно приводит к необходимости «помогать
природе», то есть подгонять по мере сил
эту эволюцию.
Важным моментом
современного взгляда на эволюцию является,
в общем случае, оценка усложнения системы
- как ее улучшения. Ведь теория (если честно
- то гипотеза) эволюции базируется на
принципах «от простого — к сложному»
и «бессознательной закономерности происходящего»,
предполагая, что колоссально сложнейшие
нынешние живые системы (например, простая
живая клетка) могли каким-то образом бессознательно
«сложиться» из обрывков и кусочков систем
более простых.
Например, согласно современной теории эволюции, первая функционирующая молекула ДНК «случайно сложилась» из тысяч молекул всего шести видов, и в этот же момент (поскольку такая супермолекула долго существовать в окружающем агрессивном «бульоне», конечно, не могла) вплотную к ней случайно образовалась Т-РНК (строго из ответных молекул) плюс десятки разных белков, жиров, сахаров, и тут же все это внезапно случайно окружилось конгломератом из внутриклеточных органоидов и оболочкой из миллионов одинаковых белково-липидных молекул...
А самое любопытное,
что все это вдруг перестало бессистемно
плавать, а стало внезапно и слаженно реагировать
друг с другом — ибо жизнь клетки проявляется
только во всей полноте синхронного, множественного,
строго упорядоченного движения миллиардов
молекул, и до сих пор совершенно непонятно,
что именно приводит их (все сразу, иначе
нельзя) в нужное движение — ведь любая
Т-РНК спокойно могла бы «отвезти» взятые
ей аминокислоты куда-нибудь на «край
света», и нужного белка никто так бы и
не дождался бы...
Вот на таком «научном» базисе строится современное понимание истории развития образования.
То есть, с точки
зрения современной официальной педагогической
науки, история общества есть история
эволюции - усложнения бессознательной
(и бессмысленной) системы; а история системы
образования — это история эволюции части
общества (также, в конечном итоге, бессмысленной),
отвечающей за встраивание новых его членов
в это общество.
Сознательное подстегивание социальных процессов называется прогрессом и оценивается обществом положительно. В частности, ускорение усложнения педагогических систем, выделение из них и придумывание все новых тонкостей, сторон, технологий, методов — тоже заслуживает положительной оценки педагогического сообщества в целом.
Также и историческое
усложнение и «переосмысление» (т.е. в
сущности искажение) теории образования
ныне оценивается положительно.
Поэтому в современной пед. науке бытует устойчивое мнение (не подкрепленное, правда, никакими строгими доказательствами), что чем необычнее новая педагогическая разработка, чем меньше она походит на традиционный аналог, чем дальше от него - тем лучше.
Смысла в этом
по-прежнему нет, зато так жить интереснее.
Объясняются эти новшества обычно «необходимостью
соответствия требованиям современного
общества», хотя очевидно, что общество
далеко не всегда понимает, что надо бы
требовать от образования - СССР и его
развал тому примером.
Факторами
развития образования, по мнению западной
(почему-то и русской сегодня, хотя у наших
культур очевидны разные глубинные ценности)
светской педагогики, стали философо-педагогические
изыскания отдельных людей, практически
все они - протестанты или атеисты, то есть
люди восставшие против законов, отцов
и миролюбия:
«Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педаго-гических идей, которые были сформулированы Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Ф.Гербартом, А-Дистервегом, Дж-Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.
Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике...» (18)
Как видим,
современные русские дети воспитываются
на идеях немцев (кстати и Маркс в том же
ряду), итальянцев, французов, американцев...
все эти нации - нападали в свое время на
Россию (с американцами тоже была война
- «холодная»), чужды русскому сознанию,
ни одного онтологически полезного отечеству
дела - прибавления
счастья - ни одна из них не принесла.
С другой стороны,
все педагоги знают, что сильными факторами
развития («завития»?) образования является
государственный заказ: это особо почувствовали
на себе ныне преподаватели школы,
среднего специального образования и
детсадов.
Привносит свое влияние национальное «коллективное бессознательное», этнические системы ценностей.
Существенно
влияет степень материального благополучия
в обществе. Если светское общество
бедно, то образование обычно тоже бедно
- и качественно, и количественно. На религиозные
общества этот фактор не особо влияет.
Еще в числе
факторов упомянем общую корреляцию с
религией в данной стране. Если это католицизм,
то образование как система обычно стабильно,
консервативно (большая часть современной
Западной Европы); если протестантизм
- то неровно и фонтанирует взаимно противоречащими
«технологиями» (например, Англия, Северная
Европа, Северная Америка); если православие,
то опять стабильно, но «ненаучно» (например
- нет, не Россия! - а Греция и славянская
часть Европы), если общество провозглашает
атеизм - то образование, как все знают,
тут же превращается в страшную идеологическую
машину (здесь видим причины нынешнего
безумия в России: сначала машина коммунизма,
затем та же машина стала работать маммоне,
богатству, да еще на протестансткий манер).
3.
Этапы развития
образования на
разных стадиях
развития общества
Этап
первобытно-общинной стадии развития
По мнению официальной
(светской) науки, человечество берет
начало своей истории в первобытно-
Объясняет эта наука все названное тем, что -
«самое существенное, решающее, заключалось при этом вовсе не в одних только чисто биологических предпосылках становления человека, блестяще вскрытых Дарвином.
Основоположники
марксизма установили тот важнейший
факт, что все эти биологические предпосылки
могли быть реализованы, могли послужить
основой перехода от животного состояния
к человеческому не сами по себе, а только
благодаря труду. В своём замечательном
произведении «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека» Ф. Энгельс писал:
«Труд — источник всякого богатства, утверждают
политико-экономы. Он действительно является
таковым наряду с природой, доставляющей
ему материал, который он превращает в
богатство. Но он еще и нечто бесконечно
большее, чем это. Он — первое основное
условие всей человеческой жизни, и притом
в такой степени, что мыв известном смысле
должны сказать: труд создал самого человека»(Ф.
Энгельс, Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека, М. 1953, стр. 3.) (3)
Именно постановка
во главу угла труда как «источника всяких
богатств» (конечно, материальных) и оторвала
человека окончательно от Бога - источника
действительно всех
богатств, в том числе и самой жизни.
«Не можете служить Богу и маммоне» - это
слова Самого Бога (Мф. 6: 25), потому и человек
политэкономики не может служить Богу.
В первобытные времена, по мнению светской науки, роль системы образования сводилась к передаче последующим поколениям чисто практических знаний и умений, как например первичная обработка камня, древесины, а также разведение и поддержание огня, устройство жилищ и изготовление орудий труда и одежды, приемы охоты и обработки почвы.
Система образования существовала в диффузном виде - отдельных педагогов не было, а знания передавали все, или многие, или лучшие из занятых в данном виде деятельности люди.
Далее, по утверждению
этой науки (3) - по мере усложнения деятельности
- стали передаваться и обычаи и религиозные
верования (зачем - не вполне понятно),
что привело к системе умственного образования.
То есть, у человека
появилось принципиально новое свойство
- самосознание, а вместе с ним и вся культура,
в частности и система образования - в
результате механических движений руками
и ногами. У других обезьян почему-то не
появилось...
Общей логической
ошибкой науки здесь явилось то, что наблюдаемые
ныне «недоразвитые» племена были «автоматически»
поставлены в далекое прошлое всего человечества,
предтечами других веток человечества
- хотя именно факт существования сегодня
отсталых «доисторических» народов
как раз и доказывает
независимость и непохожесть
путей нашего с ними
развития, неприменимость переноса
их уровня общественного развития в хронологию
нашего общества. Они были такими «всегда»,
и тысячи лет назад; и остались такими.
Логичнее было бы предположить, что и наша
цивилизация тоже была относительно неизменна
на всем протяжении своей истории с самого
начала (научно-техническое развитие,
порожденное католическими учеными, по
сути ничего не меняет - дух европейского
и североамериканского народа остался
античным, языческим, древним)
Этап
рабовладельческой стадии
При возникновении рабовладельческого строя, как утверждают светские ученые, происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью.
Результатом этого является появление выделенных из общества узлов и центров хранения, переработки и передачи знаний - школ и философских общин. Сюда светская наука не включает религиозные центры, хотя прекрасно известно (4) (5), что именно религия с самого начала фигурировала во всех до единого известных источниках письменности как основная тема их содержания.
В это время в Евразии появляется несколько очагов цивилизации: Сирийский (самый древний из найденных городов - сирийский Иерихон, примерно 10 000 лет до Р.Х.), шумерский, египетский, вавилонский и т.п. Далее возникает мощная Древне-Римская цивилизация, где появляется непосредственный родоначальник сегодняшней европейской системы образования.
Для всех них
характерны следующие черты в развитии
образования (3):
В древней Индии (6) появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II - VI века) при храмах организуются два типа школ - начальная (толь) и учебное заведение более высокого уровня (аграхар).
В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э., и тоже как религиозные.
То есть, куда ни взгляни - именно религия давала везде ростки систем образования.
Подытоживая
картину развития образования с точки
зрения светского ученого, можно сказать,
что оно как раз в эту эпоху обрело в целом
современный вид - структурировалось,
дифференцировалось, классифицировалось
и стратифицировалось.