Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)
 

       1.4 Вывод по первой главе 

       Итак, проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что лексический  строй речи детей с ОНР 3 уровня характеризуется:

  1. Нарушенным формированием лексики, что проявляется в трудностях поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
  2. Резким расхождением в объёме активного и пассивного словаря.
  3. Многочисленными вербальными парафразиями, несформированностью семантических полей.
  4. Преобладанием в активном словаре существительных и глаголов. Недостаточно слов, обозначающих признаки, качества, состояния предметов и действий. 
    1. Апробация диагностическогй программы 

       2.1 Цель, контингент, описание диагностических методик 

       Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

       Контингент: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для  детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обследования вошли 10 детей в возрасте 6 лет, посещающие логопедическую группу, и в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи 3 уровня (по классификации Р.Е. Левиной).

       Описание  диагностических методик.

       1.Методика  выявления уровня сформированости  лексики у детей дошкольного  возраста Волковой Г.А.

       Состоит из тестов в количестве 11 шт. Они  направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

       1 блок

       Цель: Исследование пассивного словаря

       Задание № 1. Понимание обобщающих слов с  деталями

       Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 2. Понимание названий детёнышей  домашних и диких животных.

       Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котёнок» (ребёнок показывает и т. д.). «У лошади жеребёнок», «У собаки щенок», «У коровы телёнок», «У белки бельчонок», «У тигра тигрёнок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козлёнок".

       Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, находит, 0 баллов - отказ или  далекая словесная замена.

       Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением

       Логопед называет, ребёнок показывает на картинках:

       входит  — выходит открывает — закрывает

       подходит  — отходит стоит — идет

       длинный — короткий широкий — узкий

       влетает — вылетает большой — маленький

       высокий — низкий

       Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       2 блок

       Цель: Исследование активного словаря

       Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря.

       Назвать действие по предъявленному предмету.

       Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребёнка (или  с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребёнок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

       Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 5. Состояние глагольного словаря.

       Сказать, кто как передвигается или  в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

       Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим  словам:

       входит  — ... ; закрывает — ...; встаёт — ... ; поднимается - ….. ; ползёт — ... бежит — ...; улетает — ... ; ложится — ... ; плачет — ... ; кладёт - …..

       Проводится  в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку  предлагается поиграть в слова и  подобрать к названному слову, противоположное  по значению.

       Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 7. Состояние номинативного словаря.

       Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).

       Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 8. Состояние номинативного словаря.

       Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

       Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 9. Состояние номинативного словаря.

       Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

       Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 10 Состояние атрибутивного словаря

       Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

       Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря

       Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий. Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

       Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.

       После выполнения всех заданий, направленных на выявления словаря подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 258 баллов, соответствует высокому уровню; 149-214 баллов ( 58% - 83% правильно выполненных заданий) – среднему; менее 149 баллов (менее 58 % правильно выполненных заданий) – низкому уровню лексического развития ребёнка.

  1. Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.

       Состоит из тестов на исследование активного  и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные  элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

       Выявления объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса.

       Уровень сложности А

       Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажи, где…)

       кукла, мишка, мяч, машина, пирамида; книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка; тарелка, блюдце, кружка, чайник, ложка.

       Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет  задуман.

       Круглый, зелёный, разрежешь – красный, сладкий.

       Покрыто перьями, летает.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Уровень сложности Б.

       Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …)

       Локоть, колено, ладонь, ресницы, брови; окно, подоконник, рама, стекло, форточка; огород, редиска, кабачок, петрушка, свекла.

       Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой  предмет задуман.

       Мягкая  мебель, на которой люди отдыхают сидя.

       Здание, где люди смотрят спектакли.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Уровень сложности В.

       Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …)

       Пейзаж, торшер, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, витрина, калитка.

       Оценка: всего 10 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой  предмет задуман.

       Мягкая  мебель, на которой люди отдыхают сидя.

       Здание, где люди смотрят спектакли.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Объём активного (пассивного) словарного запаса.

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня