Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы
1.4
Вывод по первой главе
Итак, проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что лексический строй речи детей с ОНР 3 уровня характеризуется:
2.1
Цель, контингент, описание диагностических
методик
Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Контингент: констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обследования вошли 10 детей в возрасте 6 лет, посещающие логопедическую группу, и в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи 3 уровня (по классификации Р.Е. Левиной).
Описание диагностических методик.
1.Методика
выявления уровня
Состоит из тестов в количестве 11 шт. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
1 блок
Цель: Исследование пассивного словаря
Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями
Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 2. Понимание названий детёнышей домашних и диких животных.
Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котёнок» (ребёнок показывает и т. д.). «У лошади жеребёнок», «У собаки щенок», «У коровы телёнок», «У белки бельчонок», «У тигра тигрёнок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козлёнок".
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением
Логопед называет, ребёнок показывает на картинках:
входит — выходит открывает — закрывает
подходит — отходит стоит — идет
длинный — короткий широкий — узкий
влетает — вылетает большой — маленький
высокий — низкий
Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
2 блок
Цель: Исследование активного словаря
Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря.
Назвать действие по предъявленному предмету.
Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребёнка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребёнок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 5. Состояние глагольного словаря.
Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — ... ; закрывает — ...; встаёт — ... ; поднимается - ….. ; ползёт — ... бежит — ...; улетает — ... ; ложится — ... ; плачет — ... ; кладёт - …..
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание
№ 7. Состояние номинативного
Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).
Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание
№ 8. Состояние номинативного
Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».
Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание
№ 9. Состояние номинативного
Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.
Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание
№ 10 Состояние атрибутивного
Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание
№ 11. Состояние атрибутивного
Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий. Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
После
выполнения всех заданий, направленных
на выявления словаря
Состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
Выявления объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса.
Уровень сложности А
Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажи, где…)
кукла, мишка, мяч, машина, пирамида; книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка; тарелка, блюдце, кружка, чайник, ложка.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет задуман.
Круглый, зелёный, разрежешь – красный, сладкий.
Покрыто перьями, летает.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Уровень сложности Б.
Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …)
Локоть, колено, ладонь, ресницы, брови; окно, подоконник, рама, стекло, форточка; огород, редиска, кабачок, петрушка, свекла.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман.
Мягкая мебель, на которой люди отдыхают сидя.
Здание, где люди смотрят спектакли.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Уровень сложности В.
Задание №1. Рассмотрите картинки. Назовите, что это. (Покажите, где …)
Пейзаж, торшер, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, витрина, калитка.
Оценка: всего 10 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман.
Мягкая мебель, на которой люди отдыхают сидя.
Здание, где люди смотрят спектакли.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Объём активного (пассивного) словарного запаса.