Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

       Уровень сложности А.

       Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В школе», «Дома». «Рассмотрите картинки; расскажите, что на них изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет  … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет  делать); кто там работает? И т.п.

       Объекты описания: собака, машина.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл –называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Уровень сложности Б.

       Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В библиотеке», «На вокзале».

       «Рассмотрите  картинки; расскажите, что на них  изображено». При возникновении  трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет  … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет делать); кто там работает? И т.п.

       Объекты описания: лошадь, самолёт.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл –называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Уровень сложности В.

       Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «На заводе», «На стройке».

       «Рассмотрите  картинки; расскажите, что на них  изображено». При возникновении трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет  … (какой бывает …); какие действия он (она) может выполнять (что умеет  делать); кто там работает? И т.п.

       Объекты описания: ученик, электропоезд.

       Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х признаков предмета, его действия, 1 балл –называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Обобщающие  понятия.

       Уровень сложности А.

       Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. 

Видовые понятия Содержания  картинок
Овощи; фрукты; ягоды Груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста
 

 

       Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ.

       Задание №2. Перечислите, какие предметы мебели (обуви) вы знаете.

       Оценка: 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

       Тарелка, чашка …

       Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или  неправильное выполнение задания.

       Уровень сложности Б.

       Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. 

Видовые понятия Содержания  картинок
Домашние  животные; дикие животные; домашние птицы Медведь, верблюд, индюк, корова, волк, овца, олень, гусь, барсук
 

       Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ.

       Задание №2. Перечислите, какие предметы транспорта (белья) вы знаете.

       Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

       Тетрадь, альбом …

       Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Уровень сложности В.

       Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся к заданному видовому понятию. 

    Видовые понятия Содержания  картинок
    Деревья; цветы; кустраник Сирень, дуб, ромашка, колокольчик, шиповник, каштан, ель, фиалка, калина
 

       Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ.

       Задание №2. Перечислите, какие предметы, относящиеся  к данным видовым понятиям, вы знаете.

       Население, явления природы

       Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предмета, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним словом (подберите обобщающее понятие).

       Кепка, берет …

       Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Различение  сходных по звучанию слов.

       Задание №1. Послушайте и скажите, что нарисовано: «Крыша или крыса; каска или маска; сабля или цапля; молоток или молоко; деревня или деревья; трава или дрова; ворота или ворона; врач или грач; усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст.

       Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

       Слова – синонимы

       Задание. Подберите к данным словам слова, близкие по значению. Например: радость  – веселье, пытаться – пробовать, храбрый – отважный

       Врач, дети, зной, нежный, забавный, заботливый, мастерить, выкинуть, наклониться.

       Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – выполняет с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена

       Многозначность  слов.

       Задание. Составьте словосочетания из данных слов:

       Тёмный (ночь, книга, переулок, комната, окно, человек, голос).

       Тихий (звук, город, тетрадь, погода, езда, вечер).

       Короткий (путь, память, сук, старик, платье, кустарник).

       Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Слова – антонимы.

       Задание №1. Сравните предметы на картинках. Чем они отличаются?

       Содержание  картинок 

Уровень сложности Шары: большой  и маленький

Ремни: короткий и длинный, узкий и широкий

А
Б Платье: чистое и грязное

Книги: толстая и тонкая

В Лес: густой и  редкий

Тарелки: глубокая и мелкая

 

       Оценка: всего 14 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. Подберите к данным словам слова  с противоположным значением. Например: хороший – плохой; идти – стоять. 

Уровень сложности
А Б В
Друг  –

Любовь  –

Ночь  –

Говорить  –

Положить  –

Строить –

Весёлый –

Горький –

Тёплый  –

Победа –

Храбрость –

Счастье –

Ссориться –

Ругаться  –

Выиграть  –

Быстрый –

Смелый  –

Светлый –

Свет –

Красота –

Покой –

Радоваться  –

Бодрствовать  –

Наклониться –

Правдивый –

Ясный –

Воинственный  –

 

       Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Задание №3.

       Закончите предложения.

       Уровень сложности А.

       Верёвка толстая, а нитка …

       Уголь чёрный, а снег …

       Уровень сложности Б.

       Сом – рыба крупная, а килька …

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня