Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

       1.6 Словарь прилагательных.

       - Называет цветов: коричневый, розовый,  голубой, оранжевый.

       - называние формы: квадратный, треугольный,  овальный, круглый, прямоугольный.

       Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       1.7 Подбор антонимов:

       Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.

       Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Исследование пассивного словаря.

       2.1 Конкретные существительные: «Покажи,  где кукла, мишки, стол и  т.д.»

       Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       2.2 Существительные, обозначающие части  тела, части предметов: «Покажи,  где у тебя глаза, локоть, палец  и т.д.»

       - части тела: голова, ноги, руки, нос,  рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

       - части одежды: рукав, воротник, пуговица;

       - части предметов мебели: (стула)  спинка, ножки, сиденье;

       - части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

       Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       2.3 Название профессий: «Поёт певец,  а кто лечит, строит и т.д.»

       Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       2.4 Глагольный словарь: «Кто мычит?  Кто кудахчет? Кто ползает? Кто  плавает?)

       Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       2.5 Словарь прилагательных. Попросить  показать, где оранжевый цвет, где  голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

       Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

       6.Методика  изучения словарного запаса детей  М.А. Поваляевой.

       Направлена  на выявления способности детей  быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.

       Задание №1. Классификация понятий.

       Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

       Задание №2. Подбор антонимов.

       Проводится  в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

       Высшая  оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное  слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.

       Задание №3. Подбор синонимов.

       Проводится  в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

       Высшая  оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное  слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

       Задание №4. Подбор определений.

       Проводится  в форме игры в слова. Ребёнку  предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

       После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

       2.2 Анализ результатов диагностики.

  1. Диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А.

       Цель: выявление уровня сформированности лексики.

       Количественные  показатели по данной методике представлены в таблице №1. 

 

       Табл.№1. Количественные показатели по методике Волковой Г.А.

 
 
Имя ребёнка
Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
1 Андрей 40,2% 73%
2 Аня В. 41,8% 75,3%
3 Аня С. 40,3% 73,3%
4 Ваня 36,7% 70,6%
5 Даша 42,1% 76%
6 Дима 38% 71%
7 Кирилл 41,7% 75%
8 Миша 41,1% 72%
9 Сергей 40,3% 72%
10 Соня 42,7% 76%
  Средний показатель 40,4% 73,7%
 

       Как видно из приведённой таблицы, в  среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 40,4% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 73 %.

       Качественный  анализ данных показывает, что лучше  всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов. Дети подбирали антонимы или с помощью, или давали далёкую словесную замену.

       Выявленные  особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных А.В. Захаровой, Гвоздевой А.В., Вехтеровым В.П и другими учёными, и описанных нами в параграфе 1.1.

       Перейдём  к анализу результатов следующей  методики.

  1. Методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой, Т.П.Бессоновой.

       Цель: выявление уровня словарного запаса детей.

       Количественные показатели результатов представлены в таблице №2.

 

       Табл. №2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой

 
 
Имя ребёнка
Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный запас
1 Андрей 35% 58%
2 Аня В. 37,3% 58,4%
3 Аня С. 35,7% 60%
4 Ваня 31% 59%
5 Даша 36,8% 59,4%
6 Дима 31,8% 55%
7 Кирилл 38% 58,6%
8 Миша 36,5% 60%
9 Сергей 36% 54%
10 Соня 41,3% 64%
11 Средний показатель 36% 55,6%
 

       Как видно из приведённой таблицы, в  среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 36% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 58,6%.

       Качественный  анализ данных показывает, что, как  и в предыдущей методике, лучше  всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный словарь, словарь числительных. Хуже всего развит словарь предлогов. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов, синонимов.

  1. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.

       Цель: обследование словарного запаса детей.

       Результаты  обследования словарного запаса детей  по данной методике представлены в  таблице №3. 

 

       Табл. №3. Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный запас
1 Андрей 45,5% 61%
2 Аня В. 46,4% 65%
3 Аня С. 38% 67,8%
4 Ваня 38% 60%
5 Даша 47% 68%
6 Дима 40,5% 66%
7 Кирилл 43% 66%
8 Миша 37,6% 67,9%
9 Сергей 44% 65%
10 Соня 60% 83%
11 Средний показатель 44% 60,3%

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня