Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)
 

       При анализе результатов данной таблицы  мы видим, что уровень сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках  соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка  – Сони, уровень лексического развития средний – 60%.

       Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.

       Качественный  анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения  возникают при использовании прилагательных, а также числительных и предлогов.

  1. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

       Цель: исследование лексики детей.

       Результаты, полученные с помощью данной диагностики  представлены в таблице №4 

 

       Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный запас
1 Андрей 58% 80%
2 Аня В. 57% 77%
3 Аня С. 53% 75%
4 Ваня 43,8% 60%
5 Даша 53% 79%
6 Дима 50% 77,8%
7 Кирилл 54% 80%
8 Миша 50% 78,9%
9 Сергей 52,6% 74%
10 Соня 65% 83%
11 Средний показатель 53,6% 76,4%
 

       Анализ  результатов данной методики показал, что уровень развития словарного запаса детей с ОНР 3 уровня низкий – 53,6%. Лишь у двух детей – Андрея и Сони – средний, составляет 58% и 65% соответственно. И у одного ребёнка – Ани В. Уровень развития словарного запаса приближен к среднему.

       Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.

       Качественный  анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.

  1. Методика изучения словарного запаса М.А. Поваляевой.

       Цель: изучение словарного запаса.

       Количественные  показатели по данной методике представлены в таблице №5. 

 

       Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный запас
1 Андрей 45% 61%
2 Аня В. 42% 65%
3 Аня С. 43% 67,8%
4 Ваня 35% 60%
5 Даша 50% 68%
6 Дима 40% 66%
7 Кирилл 38% 66%
8 Миша 41% 67,9%
9 Сергей 40% 65%
10 Соня 60% 83%
11 Средний показатель 43,4% 60,3%
 

       Как видно из таблицы уровень развития активного словарного запаса составляет 43,4%, что соответствует низкому уровню развития. Лишь у одного ребёнка – Сони, выявлен средний уровень развития словарного запаса – 60%. Большую часть лексического строя детей составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всех, как и в предыдущих методиках, развит атрибутивный словарь. Помимо подбора определений, затруднения были вызваны при выполнении заданий на подбор антонимов и синонимов.

       Выводы

       Количественные  показатели по результатам всех методик представлены в таблице №6. 

       Табл. №6. Количественные показатели по результатам всех методик

№ методики Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный запас
1 40,4% 73,7%
2 36% 55,6%
3 44% 60,3%
4 53,6% 76,4%
5 43,4% 60,3%
Средний показатель 43,4% 65,2%
 

       Качественный  анализ проведённого констатирующего  эксперимента показывает, что больше всего в словаре детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи присутствует существительных, меньше – глаголов. Очень беден атрибутивный словарь, а также словарь числительных и предлогов.

       Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав  данные проведённых методик, можно  сделать следующие выводы:

       – количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;

       – наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;

       – появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.

       Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития лексического строя речи у детей с ОНР. Низкий уровень развития словаря был обнаружен у всех детей, кроме одного – Сони. Зафиксированные при этом недостатки выражались в ограничении объёма словаря и неточном употреблении слов. В первом случае дошкольники не могли назвать предметные картинки, самостоятельно расширить данный тематический ряд, подобрать обобщающее понятие, а также достаточное количество признаков и действий, характерных для рассматриваемого предмета. Во втором случае отмечались смешения близких по значению и звучанию слов (крыша – крыса) при названии предметных картинок и подборе обобщающего понятия (птицы=животные); употребление видового понятия вместо родового (транспорт=машины); подбор слов, не относящихся к данной тематической группе (пальто, штаны, рубашка, ботинки); а также подбор прилагательных и глаголов, не входящих в семантическое поле данного существительного (мяч широкий, низкий; бегает, летает).

       Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

       2.3 Рекомендации

       Обогащение  словаря, его закрепление и активизация  занимают очень большое место  в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

       Задачи  словарной работы:

  1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;
  2. Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;
  3. Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

       Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

       Методы  словарной работы

       Для формирования словарного запаса необходимо использовать следующие методы:

  1. методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

       Первая  группа включает методы:

       А) непосредственного ознакомления с  окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

       Б) опосредованного ознакомления с  окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

       Вторая  группа методов используется для  закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

       Дидактические игры - широко распространенный метод  словарной работы. Игра является одним  из средств умственного воспитания.

       Каждая  дидактическая игра имеет своё программное  содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить  дети.

       Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные  игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой  игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

       Игровая задача словесных упражнений заключается  в быстром подборе точного  слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

       На  первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня