Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа
Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы
При анализе результатов данной таблицы мы видим, что уровень сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка – Сони, уровень лексического развития средний – 60%.
Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также числительных и предлогов.
Цель: исследование лексики детей.
Результаты,
полученные с помощью данной диагностики
представлены в таблице №4
Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
№ | Имя ребёнка | Процент правильно выполненных заданий | |
Активный словарный запас | Пассивный словарный запас | ||
1 | Андрей | 58% | 80% |
2 | Аня В. | 57% | 77% |
3 | Аня С. | 53% | 75% |
4 | Ваня | 43,8% | 60% |
5 | Даша | 53% | 79% |
6 | Дима | 50% | 77,8% |
7 | Кирилл | 54% | 80% |
8 | Миша | 50% | 78,9% |
9 | Сергей | 52,6% | 74% |
10 | Соня | 65% | 83% |
11 | Средний показатель | 53,6% | 76,4% |
Анализ результатов данной методики показал, что уровень развития словарного запаса детей с ОНР 3 уровня низкий – 53,6%. Лишь у двух детей – Андрея и Сони – средний, составляет 58% и 65% соответственно. И у одного ребёнка – Ани В. Уровень развития словарного запаса приближен к среднему.
Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.
Цель: изучение словарного запаса.
Количественные
показатели по данной методике представлены
в таблице №5.
Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.
№ | Имя ребёнка | Процент правильно выполненных заданий | ||
Активный словарный запас | Пассивный словарный запас | |||
1 | Андрей | 45% | 61% | |
2 | Аня В. | 42% | 65% | |
3 | Аня С. | 43% | 67,8% | |
4 | Ваня | 35% | 60% | |
5 | Даша | 50% | 68% | |
6 | Дима | 40% | 66% | |
7 | Кирилл | 38% | 66% | |
8 | Миша | 41% | 67,9% | |
9 | Сергей | 40% | 65% | |
10 | Соня | 60% | 83% | |
11 | Средний показатель | 43,4% | 60,3% |
Как видно из таблицы уровень развития активного словарного запаса составляет 43,4%, что соответствует низкому уровню развития. Лишь у одного ребёнка – Сони, выявлен средний уровень развития словарного запаса – 60%. Большую часть лексического строя детей составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всех, как и в предыдущих методиках, развит атрибутивный словарь. Помимо подбора определений, затруднения были вызваны при выполнении заданий на подбор антонимов и синонимов.
Выводы
Количественные
показатели по результатам всех методик
представлены в таблице №6.
Табл. №6. Количественные показатели по результатам всех методик
№ методики | Процент правильно выполненных заданий | |
Активный словарный запас | Пассивный словарный запас | |
1 | 40,4% | 73,7% |
2 | 36% | 55,6% |
3 | 44% | 60,3% |
4 | 53,6% | 76,4% |
5 | 43,4% | 60,3% |
Средний показатель | 43,4% | 65,2% |
Качественный анализ проведённого констатирующего эксперимента показывает, что больше всего в словаре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи присутствует существительных, меньше – глаголов. Очень беден атрибутивный словарь, а также словарь числительных и предлогов.
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав данные проведённых методик, можно сделать следующие выводы:
– количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;
– наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;
– появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.
Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития лексического строя речи у детей с ОНР. Низкий уровень развития словаря был обнаружен у всех детей, кроме одного – Сони. Зафиксированные при этом недостатки выражались в ограничении объёма словаря и неточном употреблении слов. В первом случае дошкольники не могли назвать предметные картинки, самостоятельно расширить данный тематический ряд, подобрать обобщающее понятие, а также достаточное количество признаков и действий, характерных для рассматриваемого предмета. Во втором случае отмечались смешения близких по значению и звучанию слов (крыша – крыса) при названии предметных картинок и подборе обобщающего понятия (птицы=животные); употребление видового понятия вместо родового (транспорт=машины); подбор слов, не относящихся к данной тематической группе (пальто, штаны, рубашка, ботинки); а также подбор прилагательных и глаголов, не входящих в семантическое поле данного существительного (мяч широкий, низкий; бегает, летает).
Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.
2.3 Рекомендации
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Задачи словарной работы:
Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Методы словарной работы
Для формирования словарного запаса необходимо использовать следующие методы:
Первая группа включает методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая
группа методов используется для
закрепления и активизации
Дидактические
игры - широко распространенный метод
словарной работы. Игра является одним
из средств умственного
Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.