Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

       В басне стрекоза ленивая, а муравей  …

       Володя  вежливый, а Саша …

       Уровень сложности В.

       Репа  сладкая, а редька …

       Груша сладкая, а лимон …

       Кисель  варят густой или …

       Лес бывает густой или …

       Цветы у незабудки мелкие , а у подсолнуха …

       Пруд  мелкий, а море …

       Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Понимание и употребление предлогов.

       Уровень сложности А.

       Задание №1. Составьте предложения по картинкам  и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).

       Содержание  картинного материала:

       Книга лежит на столе.

       Книга лежит в столе.

       Книга лежит под столом.

       Уровень сложности Б.

       Задание №1. Составьте предложения по картинкам  и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).

       Содержание  картинного материала:

       Кот лежит на стуле.

       Кот прыгает со стула.

       Кот ходит около стула (идёт мимо стула).

       Кот спит под стулом.

       Уровень сложности В.

       Задание №1. Составьте предложения. Ответьте на вопросы:

       Где лежат карандаши? (Куда положили карандаши?)

       Где лежит пенал (по отношению к карандашам)?

       Откуда  взяли карандаши? 

    Уровень сложности Содержание  картинного материала
    В Карандаши лежат  в пенале. –Девочка достаёт карандаши  из пенала.

    Карандаши лежат на пенале.-Девочка берёт карандаши с пенала.

    Карандаши лежали под пеналом. – Пенал лежал  на карандашах. – Девочка достала  карандаши из-под пенала.

    Карандаши лежали за пеналом. – Девочка берёт  карандаши из-за пенала.

    Карандаши лежат перед пеналом. – Пенал  за карандашами.

    Карандаши около пенала (вокруг). – Пенал между карандашами.

 

       Задание №2. Вставьте в предложения нужные предлоги. (устно)

    Уровни  сложности Б-В Чайка летела …  морем.

    Мост  построили … реку.

    Ученик  выходит … школы.

    Машина  стоит … дома.

    Пуговицы  оторвалась … пальто.

    Автобус подъехал … остановке.

    Дети  идут … лес … грибами.

    Ящик  … писем и газет.

    Подними бумажку … стола.

 

       Слова для справок: над, в, через, у, около, из, от, к, за, для, из-под.

       Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 380 баллов, соответствует высокому уровню; 220-315 баллов – среднему; менее 220 баллов – низкому.

 

  1. Методика  обследования словарного запаса детей  И.А. Смирновой.

       Состоит из 2-х блоков:

       - понимание и употребление слов  номинативного лексического значения;

       - выявление состояния структурного  аспекта лексических значений слов.

       1-ый  блок включает в себя 5 заданий.

       Задание №1. Состояние номинативного словаря.

       Назвать предметные картинки по темам: игрушки (паровоз, барабан, машинка, кукла, кубики, пирамидка), одежда (рубашка, юбка, носки, брюки, майка, куртка), обувь (ботинки, кроссовки, сапоги, туфли, тапки, босоножки), мебель (кровать, стол, шкаф, кресло, трюмо, диван), посуда (кастрюля, кружка, чайник, сковорода, тарелка, стакан), овощи (огурец, помидор, капуста, лук, свекла, баклажан), фрукты (груша, виноград, апельсин, яблоко, банан, ананас), транспорт (вертолёт, самолёт, корабль, автобус, грузовик, поезд), животные (корова, тигр, попугай, медведь, черепаха, собака).

       Оценка: всего 9 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №2. Состояние глагольного словаря.

       Сказать кто как передвигается или  в каком состоянии находится  по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, птица – летит, змея – ползёт, человек – идёт, спортсмен – бежит, девочка – прыгает, кошка – спит, дядя – загорает, тётя – сидит, мальчик – злится, ребёнок – плачет, ребёнок – смеётся, девочка – читает, девочка – умывается, бабушка – пьёт, мальчик – пишет, мальчик – моет, тётя – гладит, певец – поёт, художник – рисует, продавец – продаёт, врач - лечит, повар – готовит, строитель – строит.

       Оценка: всего 24 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №3. Состояние атрибутивного словаря.

  1. Качественные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький) , кружок какой? (синий, красный), гиря какая? (тяжёлая), шарик какой? (лёгкий);
  2. Относительные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Сок из апельсина. Значит он какой?» (апельсиновый), «Варенье из клубники. Оно какое? « (клубничное), «Кораблик из бумаги. Он какой?» (бумажный), «Человечек из пластилина. Он какой?» (пластилиновый), «Буратино из дерева. Он какой?» (деревянный), «Стакан из стекла. Он какой?» (стеклянный).
  3. Притяжательные прилагательные. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» (бабушкина), «Хвост у вороны. Он чей?» (вороний), «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи), «Сумка у тётя. Сумка чья?» (тётина).

       Оценка: всего 17 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №4. Словарь числительных.

  1. Количественные. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…..)
  2. Порядковые. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….)

       Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       Задание №5. Словарь предлогов.

       Посмотреть  на картинки и ответить, где находится  попугай ( в клетке, на клетке, над  клеткой, под клеткой, возле клетки, за клеткой, заходит в клетку, выходит  из клетки, выглядывает из-за клетки, ходит по клетке, улетает от клетки, подлетает к клетке).

       Оценка: всего 12 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       2-ой  блок включает в себя 4 задания.

       Задание №6. Лексические парадигмы:

  1. Антонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Здесь мальчику жарко, а здесь …. (холодно). Этот дом… (большой), а этот …. (маленький), здесь дядя из дома …. (выходит), а здесь … (входит), с этой стороны окно … (чистое), а с этой … (грязное), чай … (горячий), а мороженое … (холодное).

       Оценка: всего 6 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Синонимия. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы кто и что как передвигается: спортсмен бежит, поезд мчится, мотоциклист едет, лошадь скачет; ёлка нарядная, девочка красивая, букет праздничный, улица украшенная.

       Оценка: всего 8 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       Задание №7. Часть – целое.

       Посмотреть  на картинки и ответить на вопросы  логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – автомобиля, пуговица – пальто, лист – дерева, страница – книги, окно – дома, плита – кухни.

       Оценка: всего 7 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

  1. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

       1.Исследование  активного словаря:

       1.1 Конкретные существительные. Назвать,  что нарисовано на картинках:  юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.

       Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       1.2 Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

       Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       1.3 Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

       - части тела: голова, ноги, руки, нос,  рот, грудь, живот, шея, глаза,  уши, волосы;

       - части одежды: рукав, воротник, пуговица;

       - части предметов мебели: (стула)  спинка, ножки, сиденье;

       - части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

       Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

       1.4 Название профессий.

       Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

       1.5 Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:

       Что ты делаешь в течении дня?

       Кто как передвигается?

       Кто как голос подаёт?

       Кто что делает? (с использованием названий профессий)

       Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня