Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, диссертация
Цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………
Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.
Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.
Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.
Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их [28, c.64].
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные органические вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее [24, c.78].
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания, как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе [28, c.64].
Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Система учебных программ «Зелёный дом» А.А.Плешакова, обеспечивая ознакомление младших школьников с окружающим миром, одновременно включает вопросы экологического характера. Наряду с общеобразовательными курсами «Мир вокруг нас» и «Природоведение» в ней имеется факультативный курс «Экология для младших школьников» [21, 22]. В курсе «Мир вокруг нас» начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы и общества, навыков и правил поведения в природе. При изучении этого курса раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе, уделяется внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Это позволяет на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.
При изучении курса «Природоведение» (2-3 класс) раскрываются сложившие противоречия между обществом и природой, пути их разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, к которым относятся: защита неживой природы и почв от загрязнений, разрушение и истощение почв, сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения жизни людей.
Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные взаимосвязи в природе, как, например, простейшие пищевые связи между организмами, взаимодействие человека и природы. Для улучшения правил поведения в природе используются знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека [16, c.75].
В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранительной работе. Этот курс максимально экологизирован. Каждая тема содержит большой природоохранительный материал, что позволяет за три года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определённые нормы поведения.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» призван расширять экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, конкретизировать их; углублять теоретические знания учащихся в области экологии, сформировать ряд основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, в этом курсе предусмотрена разнообразная практическая деятельность учащихся по изучению окружающей среды и её охране [7, c.84].
Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. При изучении каждой темы учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц поздней осенью, зимой и ранней весной, сбор семян цветочно-декоративных растений, сбор колосков на полях после уборки урожая для подкормки птиц и т.д.
Особое внимание уделяется рациональному использованию человеком природных богатств. Учащимся даётся представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечёт за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.
В программе по природоведению З.А.Клепининой вопросам охраны природы также уделено большое внимание [10, c.92]. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. В программе предложены мероприятия по охране природы, к которым по мере изучения курса привлекают учащихся. Много внимания уделено экскурсиям в природу, где дети не только знакомятся с окружающим миром, но и на конкретных примерах получают представления о взаимосвязях, знакомятся с деятельностью человека и влиянием антропогенного фактора на природную среду. Однако следует отметить, что вопросы охраны природы включены фрагментарно в каждый из изучаемых разделов, но основные экологические представления в программе отсутствуют.
Программа Н.Р.Виноградовой и других «Окружающий мир» направлена на формирование социального опыта школьника, осознание связей в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней [6, c.82]. Преимущество программы заключается в том, что устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной жизнью. В содержании программы обеспечивается более чёткая преемственность изучения окружающего мира между начальной и средней школой. Однако доля непосредственно экологических понятий весьма незначительна, хотя и в ней достаточное место отведено экскурсиям в природу.(3)
В программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан «Мир и человек» экологическим вопросам уделено большое внимание. Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями. Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность. Здесь на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, познавательное и оздоровительное значение природы для человека. Учащиеся знакомятся с теми изменениями, которые возникают в природе в результате деятельности человека, убеждаются в необходимости природоохранительных мероприятий [4, c.98].
Таким образом, можно сделать вывод, что во все программы по естествознанию для начальной школы в той или иной степени включены вопросы по охране природы и экологии.
Итак, образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста
Через познание экологических связей и отношений на уроках природоведения, ученики изучают окружающий мир. Большое значение имеет раскрытие связей между природой и человеком, как частью природы, так как он существует внутри природы и неотделим от нее. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников
2.1. Описание базы и методик исследования
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы экологической культуры у младших школьников. В практической части мы решили экспериментальным путем изучить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
Экспериментальная база нашего исследования: Косолаповская средняя школа Мари-Турекского района. В исследовании приняли участие 10 учеников 2-го класса, в возрасте от 8 до 9 лет. Их вниманию были предложены следующие диагностические методики:
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников