Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, диссертация

Описание

Цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая дипломная работа.doc

— 620.00 Кб (Скачать документ)

Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих че­тырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистичес­кой эрудиции.

Описание методик дается по тексту книги: С.ДДерябо, В.А.Ясвин. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диаг­ностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального ха­рактера, обусловленных отношением к природе, которые прояв­ляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выра­зительным элементам, стремлении их «получать» — своеобразном «сенсорно-эстетическом голоде», свободе от неадекватных соци­альных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной актив­ности, связанной с объектами природы, обусловленных отноше­нием к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и пере­рабатывать информацию об этих объектах, в особой «информаци­онной сензитивности» к ним.

Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятель­ности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматичес­кому практическому взаимодействию с природными объектами.

Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений и поступках личности, обусловленных отношением к природе, про­являющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по прин­ципу «да—нет»), всего — 50 пунктов.

Ретестовая надежность методики — по параметру интенсив­ности — на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испы­туемых 14—15 лет (п= 172) равна 0.829.

Надежность — как внутренняя согласованность по методу Кьюдсра-Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693.

Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицы-спецификации.

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе, в первую очередь у школьников 10—17 лет, поскольку нормы разработаны именно идя этой категории испытуемых. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке от­мечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения.

 

2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении при­роды. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных Методик (Залевская, 1982; Клименко, 1975, 1982; Леонтьев, 1967; Титова, 1975).

Можно выделить четыре типа таких установок: личность вос­принимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматичес­кая»). «ЭЗОП» — это «эмоций», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во вре­мя создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит сти­мульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — Следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наи­более характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установ­ки, пятое — для отвлечения внимания, «мусорное» слово).

Методика проводится в устной форме. На бланке испытуемый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.  В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6—7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию.

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.

Количество выборов того или иного типа представляется (в процентном отношении от максимально возможного, а затем присваивается соответствующие ранги: 1, 2; 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.

Полный вариант методик находится в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников

В результате исследования уров­ня развития интенсивности субъективного отношения к природе по методике «натурафил» мы получили следующие данные. Как видно из таблицы 1, половина детей обнаруживает средний уровень интенсивности отношения к природе (50%). Треть испытуемых показали высокий уровень интенсивности, а пятая часть – очень высокий уровень.

Таблица 1. Результаты исследования по методике «натурафил»

 

Показатели

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Субъективное отношение к природе

20%

30%

50%

-

-

Невербальная эрудиция

20%

20%

40%

20%

-


Из таблицы 1 видно, что большая часть наших испытуемых имеет довольно высокий уровень натуралистической эрудиции. Результаты исследования представлены в Приложении 3, протоколы исследования – в Приложении 2.

Полученные результаты мы наглядно отобразили в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1. Результаты исследования интенсивности субъективного отношения к природе младших школьников по методике «натурафил»

 

Диаграмма 2. Результаты исследования натуралистической

эрудиции младших школьников по методике «натурафил»

 

Итак, мы видим, что большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию.

Далее мы провели диагностику доминирующей установки в отношении природы по методике «ЭЗОП». Результаты показаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты исследования по методике «ЭЗОП»

Установки

Кол-во детей, имеющих данную установку

Кол-во детей, у которых данная установка отсутствует

Объект красоты

20 %

-

Объект изучения

20 %

-

Объект охраны

50 %

-

Объект пользы

10 %

20 %


 

Как видно из таблицы 2, половина наших испытуемых воспринимает природу как объект охраны (50%), а у пятой части детей (20%) установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще. Полученные результаты мы изобразили графически в диаграмме 3.

Диаграмма 3. Результаты исследования типа

доминирующей установки в отношении природы.

 

Итак, как видно из диаграммы 3, преобладающая установка в отношении природы, у младших школьников, - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.

Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема экологического воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников