Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, диссертация
Цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………
Таб.1. Таблица перевода баллов по шкалам опросника
«Натурафил» в станайны
исходные баллы | 012345678910 | |
ш | Перцептивно-аффективная | 1112 3456789 |
к | Когнитивная | 11234456789 |
а | Практическая | 112 34556789 |
л | Поступочная | 112 34567899 |
ы | Натуралистической эрудиции | 2 34 567899 99 |
Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10 с помощью таб. 2.
Таблица 2.Таблица перевода баллов интенсивности опросника
«Натурафил» в Т-шкалу
Баллы | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
Т-баллы | 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49 |
Баллы | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 3 8 39 40 |
Т-баллы | 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83 |
Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10—17 лет и определить его положение по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 3).
Таблица 3. Интерпретация показателей интенсивности
отношения к природе
станайн / Т-баллы | характеристика результата |
17 до 32 | крайне низкий |
2/ 33 - 37 | низкий |
3/ 38 — 42 | ниже среднего |
4/ 43 — 47 | средний |
5/ 48 — 52 | средний |
6/ 53 — 57 | средний |
7/ 58 — 62 | выше среднего |
8/ 63 — 67 | высокий |
9/ более 68 | очень высокий |
2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Инструкция:
«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
Текст методики:
1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.
2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога.
3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (I
4. ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).
5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).
6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О); мебель (П); сено.
7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).
8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И).
9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо.
10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).
11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.
12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К — природа воспринимается как объект красоты — «эстетическая» установка.
И — природа воспринимается как объект изучения — «когнитивная» установка.
О — природа воспринимается как объект охраны — «этическая установка».
П — природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.
Приложение 2
Протоколы исследования
Испытуемый №1
Ф.И. Софронов Женя, Возраст: 8 лет, Дата: 5.10.2008.
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
№ вопр | отв. | № вопр | отв. | № вопр | отв. | № вопр | отв. | № вопр | отв. |
1 | + | 11 | - | 21 | - | 31 | + | 41 | + |
2 | - | 12 | + | 22 | - | 32 | - | 42 | - |
3 | - | 13 | + | 23 | + | 33 | + | 43 | - |
4 | + | 14 | - | 24 | + | 34 | + | 44 | - |
5 | + | 15 | + | 25 | + | 35 | - | 45 | + |
6 | + | 16 | + | 26 | + | 36 | - | 46 | - |
7 | + | 17 | - | 27 | + | 37 | + | 47 | + |
8 | - | 18 | - | 28 | - | 38 | + | 48 | - |
9 | - | 19 | - | 29 | - | 39 | - | 49 | - |
10 | + | 20 | - | 30 | - | 40 | + | 50 | + |
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников