Экологическое воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:27, диссертация

Описание

Цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1) Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2) Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе у младших школьников;
3) Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4) Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….33
Литература…………………………………………………………………..35
Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая дипломная работа.doc

— 620.00 Кб (Скачать документ)

Таб.1. Таблица перевода баллов по шкалам опросника

«Натурафил» в станайны

исходные баллы

012345678910

ш

Перцептивно-аффективная

1112 3456789

к

Когнитивная

11234456789

а

Практическая

112 34556789

л

Поступочная

112 34567899

ы

Натуралистической эрудиции

2 34 567899 99


 

Показатель параметра интенсивности, полученный путем сум­мирования результатов по четырем основным шкалам, перево­дится в стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10 с помощью таб. 2.

Таблица 2.Таблица перевода баллов интенсивности опросника

«Натурафил» в Т-шкалу

 

Баллы

0    1    2    3    4    5    6    7    8    9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20 

Т-баллы

10  10  17  17  21  21  27  27  30  30  34  34   37   37  40  40    43   43    46   46  49

Баллы

21   22   23  24   25   26   27   28  29  30  31  32   33   34   35   36  37  3 8   39   40

Т-баллы

49  52   52   55   55   58   58   62  62  65  65   68  68   71   71   75  75   77    77   83

 

Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.

Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отноше­нию к популяции школьников 10—17 лет и определить его положе­ние по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 3).

Таблица 3. Интерпретация показателей интенсивности

отношения к природе

станайн / Т-баллы

характеристика результата

17 до 32

крайне низкий

2/ 33 - 37

низкий

3/ 38 — 42

ниже среднего

4/ 43 — 47

средний

5/ 48 — 52

средний

6/ 53 — 57

средний

7/ 58 — 62

выше среднего

8/ 63 — 67

высокий

9/ более 68

очень высокий


 

 

 

 

 

2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

 

              Инструкция:

«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

Текст методики:

1.  ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога.

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (I

4.  ОЗЕРО: улов (И); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О).

5.  МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастите (О); мебель (П); сено.

7.  БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцева­ние (И).

9.  РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жа­рить (П); перо.

10.  САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П).

11.  БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.

12.  ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

К — природа воспринимается как объект красоты — «эстети­ческая» установка.                                                 

И — природа воспринимается как объект изучения — «ког­нитивная» установка.

О — природа воспринимается как объект охраны — «этичес­кая установка».

П — природа воспринимается как объект пользы — «прагма­тическая» установка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Протоколы исследования

 

Испытуемый №1

Ф.И. Софронов Женя,    Возраст: 8 лет,                               Дата: 5.10.2008.
 

1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»

№ вопр

отв.

№ вопр

отв.

№ вопр

отв.

№ вопр

отв.

№ вопр

отв.

1

+

11

-

21

-

31

+

41

+

2

-

12

+

22

-

32

-

42

-

3

-

13

+

23

+

33

+

43

-

4

+

14

-

24

+

34

+

44

-

5

+

15

+

25

+

35

-

45

+

6

+

16

+

26

+

36

-

46

-

7

+

17

-

27

+

37

+

47

+

8

-

18

-

28

-

38

+

48

-

9

-

19

-

29

-

39

-

49

-

10

+

20

-

30

-

40

+

50

+

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников