Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,
читать стихи и т.д.
Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.
1. Окружающая действительность, но в ней есть свои плюсы и минусы. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
2. Природа.
3. Занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
4. Эстетика быта.
В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е., наряду с искусством, в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры. [20, C. 35].
Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней
выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о
красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые
окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему
дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства. [2, C. 50].
Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего
детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь
ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).
На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре (поговорках, загадках, былинах), учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания
включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые
также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах.
В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения
наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.
Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д. Разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега, отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов. Воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать, как использовать природный материал. [12, C. 15].
Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у
них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей.
Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании
творческого отношения к действительности. Развитие эстетического
восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и
художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок. [22, C. 28].
Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
Задачей всякого воспитания является формирование в личности
определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании
эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует
обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.
способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу
явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,
которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на
активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,
касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.
Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности.
Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство
личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации
объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки. [18, C. 49].
Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со
всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации её очень
разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа эта предусматривает:
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности
через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в
процессе труда, игры;
- эстетическое воспитание средствами искусства.
Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. [19, C. 18].
В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и последовательность содержания.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта
произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения
декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание
эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания
ребенка.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,
осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и
избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.
Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,
искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ребёнка, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,
оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях,
предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;