Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной
отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в
окружающем мире. [27, C. 28-30].
В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой
формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию, обостряют восприятие прекрасного.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить
полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним».
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие. [15, C. 25-27].
1.3. Психологические основы эстетического воспитания
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.[6, C. 118].
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы
имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут , прежде всего, в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество.
Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с
тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,
сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,
свободной и в субъекте игры и в ее объекте. [20, C. 23].
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который
обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
В дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. [12, C. 80].
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более
сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более
глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,
доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический
слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи. [5, C. 10].
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.
Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их
творческие способности. Они проявляются не только тогда, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций.
В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть, словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством воспитателя. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе.[3, C. 78].
Вывод: анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания дошкольников позволяет сделать следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию красоты окружающего мира.
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой
Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и особая форма организации работы по эстетическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания, так как проводятся они вне дошкольного учреждения. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.[13, C. 110].
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты - в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. [13, C. 36].