Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

       - метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и  практическим действиям;

       -  метод  побуждения  к   сопереживанию,   эмоционально-положительной

отзывчивости на  прекрасное  и  отрицательное  отношение  к  безобразному  в

окружающем мире. [27, C. 28-30].

                     В дошкольном детстве широко применятся игровые  методические  приемы. Ребенок успешнее  усваивает  разнообразную  деятельность,  если  воспитатель создает  игровые  ситуации,  если  художественный  материал  представлен   в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

                     Важнейшее значение игры заключается в том,  что  она  является  такой

формой  организации  жизни  детей,  при  которой  складываются  определенные взаимоотношения  между  ними,  формируются   их   чувства,   в   том   числе эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости  детям  и в  то  же  время  развивают  их  наблюдательность,  воображение,   фантазию, обостряют восприятие прекрасного.

                     В  целом  лишь  комплекс  всевозможных   методов   может   обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

                     Эстетический вкус  развивается  и  в  процессе  привлечения  внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

                     При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то  же, что лежит в основе характеристики моральной сферы  у  ребенка,  именно,  что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что  мы  имеем здесь  дело  с  целостной  сферой,  с  особым  типом  миропонимания.  Как  и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем  эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который  загорается  от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним».

                     Но  эстетические  переживания  вызывают  затем  сложную   психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают,  с одной  стороны,  эстетическое  мышление,  с  другой  стороны,   эстетическое творчество. Детство,  можно  сказать,  насыщено  переживаниями,  порывами  к эстетическому  творчеству,  оно  как  бы  окрашено  эстетической   радостью, восторгами, доходящими  до  экстаза.  У  детей  слабо  развито  эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие. [15, C. 25-27].

 

1.3. Психологические основы эстетического воспитания

                     Эстетические свойства личности не являются врожденными,  но  начинают развиваться с самого раннего возраста в  условиях  социального  окружения  и активного педагогического руководства.  В  процессе  эстетического  развития происходит  постепенное  освоение  детьми   эстетической   культуры   нашего общества, формирование  эстетического  восприятия,  а  также  представлений, понятий   суждений,   интересов,   потребностей,   чувств,    художественной деятельности и творческих способностей.[6, C. 118].

                     При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то  же, что лежит в основе характеристики моральной сферы  у  ребенка,  именно,  что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая  особой  обстановкой.  Она захватывает и чувства, и интеллект, и  активность,  и  это  значит,  что  мы

имеем здесь дело с целостной сферой, с особым  типом  миропонимания.  Как  и взрослые, так и дети эстетически живут , прежде всего, в своем  эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который  загорается  от этих встреч с прекрасным, в слиянии с  ним.  Но  эстетические  переживания вызывают затем сложную психическую работу,  сохраняющую  эту  определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны,  эстетическое  мышление, с  другой  стороны,  эстетическое  творчество.  

              Детство,   можно   сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому  творчеству,  оно  как  бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза.  У  детей слабо  развито  эстетическое  мышление  и  это  кладет   яркую   печать   на своеобразие  детской  эстетической  жизни;  не  без  связи  с   этим   стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и  большое,  и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все  восхищает  дитя,  влечет его к себе, все наполняет его радостным  волнением,  все  нравится  ему  без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать,  что отношение ребенка  к  миру  носит  по  преимуществу  эстетический  характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь  с

тем, что детство, по  преимуществу  заполнено  играми,  т.е.  деятельностью,

сознаваемая  цель  которой  заключается  в  самом   процессе   деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте. [20, C. 23].

                     Сначала  ребенок  выделяет  красивое,  подражая  взрослому,   который

обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает  замечать  красоту  в окружающем и привлекает взрослого к  своим  переживаниям.  Чем  дальше  идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает  в  нем  эстетическая  жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего  детства,  но  для  нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу -  и  все  его  отношения  к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями.  Эволюция  эстетических переживаний в течение детства заключается в  том,  что  они  охватывают  все большую сферу, что объем их все ширится.

                     Развитие эстетических  чувств  связано  со  становлением  собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

                     Эстетические чувства детей  взаимосвязаны  с  нравственными.  Ребенок одобряет  прекрасное  и  доброе,  осуждает  безобразное  и  злое  в   жизни, искусстве, литературе. 

                     В дошкольном  возрасте  происходит  существенное   развитие детского восприятия, его  точности  и  дифференцированности.  Вместе  с  тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться  фрагментарностью;  оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. [12, C. 80].

                    Дети способны  к  элементарной  эстетической  оценке  художественного образа,   к   осознанию   некоторых   эстетических   средств,   постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например,  в  построение произведения  искусства.  Дошкольники  замечают  связь   между   содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

                     К  концу  старшего   дошкольного   возраста   ребенок   может   более

сосредоточенно   слушать   музыкальные    и    литературные    произведения,

рассматривать  произведения  изобразительного  искусства,  а  также,   более

глубоко  их  воспринимать,   сопереживать,   сочувствовать   положительному,

доброму и осуждать зло. У  ребенка  развивается  музыкальный  и  поэтический

слух. У детей проявляются  устойчивые  предпочтения  к  определенным  жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

                     Активно развиваются художественно-творческие способности,  дети  сами придумывают загадки, сказки,  песни,  сочиняют  стихи,  создают  аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим  проявлениям  как своих сверстников, так и своим собственным.

                     Постепенно, благодаря обучению,  у  детей  формируется  эмоциональная отзывчивость  на  различные  выразительные  средства  в  их  сочетании,   на простейшие художественные образы. Дети  начинают  не  только  видеть,  но  и осознавать первоначальные эстетические качества в  произведениях  искусства. Они  в  состоянии  заметить  более  тонкие  различия,  делать  более  тонкие сопоставления,  найти  выразительные  слова.  Дети  запоминают   поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи. [5, C. 10].

                     У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к  различным  видам  художественной  и   игровой   деятельности.   У   детей наблюдается  яркое  выражение  эмоциональной  восприимчивости  к   поведению литературного героя,  хотя  скрытые  мотивы  его  поведения  детьми  еще  не осознаются.

                     Также  большой  вклад  в  эстетическое  воспитание  детей  вносят  их

творческие способности. Они  проявляются  не  только  тогда, когда  они  занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

                     Развлечения, являясь формой активного  отдыха,  становятся  радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него  положительных  эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют  все  виды  искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у  детей  эмоциональный отклик  при  восприятии  поэтического  слова,  мелодии,  изобразительных   и художественных образов.

                     Но богатейший эмоциональный опыт дает  детям  природа.  Почувствовать красоту природы,  увидеть  в  ней  поэтическое  начало  помогают  лирические стихи, где художественный образ создается с  помощью  таких  изобразительно-выразительных средств, как ритм,  рифма  стиха.  Эти  средства  требуют  для создания образа определенного отбора слов  с  учетом  их  смысла,  звучания, эмоциональных ассоциаций.

                     В целом эмоциональное восприятие зависит от общего  интеллектуального и   художественно-речевого   развития    ребенка.    Оно    углубляется    и совершенствуется  в  речевой   деятельности   (рассказ,   чтение   наизусть, словесные игры), которая осуществляется  под  непосредственным  руководством воспитателя. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребёнок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.

                     Таким образом, дошкольный возраст  -  это  период,  характеризующийся становлением эстетического развития,  совершенствующегося  под  воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных  задач,  вытекающих  из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать  и  создавать  прекрасное  человек  не  может воспринимать  и  создавать  гармонию  и  в  человеческих  отношениях,  и   в обществе.[3, C. 78].

              Вывод: анализ  теоретической   и   методической   литературы   по   проблеме эстетического воспитания дошкольников позволяет  сделать следующие выводы:

       1.Эстетическое воспитание -  это формирование  в  человеке  эстетического

отношения к действительности и активизации его  до  творческой  деятельности

по законам красоты.

       2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

       З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него  творческих  способностей

к восприятию красоты окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой

Экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и особая форма организации работы по эстетическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, уви­деть, как люди преобразуют природу в соответствии с требования­ми жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их оби­тания, так как проводятся они вне дошкольного учреждения. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные миро­воззренческие представления о взаимосвязях, существующих в при­роде, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством вос­питателя собирать разнообразный материал для последующих на­блюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у де­тей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его харак­терные особенности.[13, C. 110].

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бе­режное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоо­парк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскур­сии на сельскохозяйственные объекты - в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. [13, C. 36].

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста