Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Комплексный подход не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

Эстетическое воспитание старших дошкольников в общении с природой должно занять ведущее место в общей системе воспитания. Общение с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников,

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.

Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед детьми старшего дошкольного возраста, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.

Благотворное влияние экскурсии на природу необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1.       Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.- Москва: «Просвещение», 1993.

2.       Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: «Просвещение», 1987.

3.       Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: «Просвещение», 1993.

4.       Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: «Просвещение», 1978.

5.       Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению / Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М., 1981.

6.       Захлебный А.Н. На экологической тропе. – М.: «Знание», 1990.

7.       Захлебный А.Н. Нравственное воспитание дошкольников. М.: «Знание», 1999.

8.       Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983.

9.       Луковский С.С. Как проводить экскурсии. М.: «Просвещение», 2000.

10.   Лучич М.В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.

11.   Медведев А.Н. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: «Просвещение», 2006.

12.   Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева, Е.Ф. Терентьевна; Под. Ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991.

13.   Николаева С.Н. Методика экологического и эстетического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведеий. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

14.   Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей». Москва «Новая школа», 1993.

15.   Николаева С.Н. Организация и проведение экскурсии. М.: «Просвещение», 2001.

16.   Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: «Новая школа», 1996.

17.   Рыжова Н. А., Тычина Ю. Н. Что такое экология? Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников». Тамбов, ИПКРО, 1993.

18.   Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой.  Москва:

           «Просвещение», 1983 г.

19.   Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / Под ред. Л.П. Нечаева В. Г. Москва: «Просвещение», 1983 .

20.   Ядешко В. И., Сахина В. А. Дошкольная педагогика. Москва, «Просвещение», 1978.

 

Дополнительная

21.   Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому и эстетическому воспитанию дошкольников.// Дошкольное воспитание, 1999, № 2, С.14-16.

22.   Градобаева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней. // Дошкольное воспитание, 1993, № 1. С.28.

23.   Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. // Начальная школа. - 1990, № 5, С.28-34.

24.   Кавтарадзе Д. Н. Природа: от охраны к заботе ? // «Знание – сила», 1993, № 3, С.72.

25.   Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. // Начальная школа. -1991, № 7, С.30-34.

26.   Лихачёв Б.Т. Экология личности. // Педагогика, № 2, 2003, С.42-45.

27.   Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы.// Начальная школа. – 1988, № 1. С. 25-27.

28.   Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9, С. 39.

29.   Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание, 1994, № 7, С. 20.

30.   Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. // Начальная школа. -1989, № 5, C.71-73.

31.   Рыжова Н. А. Наш дом – природа // Дошкольное воспитание, 1994, № 7, С.28-30.

32.   Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, № 8, C.63-64.

33.   Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. // Начальная школа. - 1984, № 9, C.63-65.

34.   Холомкина А.И. Роль экскурсии в эстетическом развитии дошкольника. // Начальная школа. – 1995, № 11, С. 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

 

     Оборудование   для   сбора   растений

Лопатки или совочки для выкапывания растений - 3

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника - 1

Папки для растений - 2

Корзиночки  для  шишек,   листьев - 2

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов - 2

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений – 2-3

 

Оборудование   для   сбора   животных

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе – 1-2

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема - 1-2

Коробки с отверстиями для переноски животных – 4-5

Посуда для переноски водяных животных -2-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Занятие 1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа».

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим. Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т.е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Занятие 2. Солнце и волшебная радуга.

Цель: дать детям возможность понять природу цвета и причину разноцветного мира.

Схема занятия:

1.Солнце и его лучи - мастера раскрашивания. Ловим солнечный зайчик.

2.Семь цветов радуги. Делаем зеленый цвет - цвет жизни. Был проведен опыт: разноцветные огоньки. Цель эксперимента: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч.

Процесс: эксперимент проводился в ясный солнечный день. Противень наполнялся водой и ставился на стол около окна так, чтобы на него падал утренний свет солнца. Зеркальце помещалось внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Одной рукой брался лист бумаги и необходимо было его держать перед зеркалом. Второй рукой слегка подвигалось зеркало.
Регулировалось положение зеркала и бумаги, пока на ней не появилась разноцветная радуга.

Итог: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки.

Приложение 3

 

Занятие 3. Экскурсия по городу «Где растут растения?»

Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.

Занятие 4. Разноцветные плоды растений.

Цель: показать, что у разноцветных растений дети - плоды разноцветные.

1.Парад картинок: родители-дети. Люди, кошки, яблоки и т.д. Дети - плоды всего живого и они все разные. Игра «Разноцветные плоды».

2.Прием «Перемешай и соотнеси».

3.Аппликация из разноцветных семян (орнамент, животное, растение, узор).

Занятие 5. Открытое занятие на тему: «Осень – прекрасная пора!»

На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.

Занятие 6. «Зима в окно стучится».

Цель: увидеть смену разноцветного мира на другую гамму.

1.Ha основе сказки «Стрекоза и муравей» мы показали смену условий существования в разных средах обитания всех живых существ.

2.Показали причину смены времен года, используя игру «Солнце -
Земля».

3.Составляли мозаику - подбор цветовой гаммы разных времен года.

Занятие 7. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях
(отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?

Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым? Почему нет ярких цветов?

Приложение 4

 

Занятие 8. Как зимуют домашние животные.

Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме.

• Сказка старого кота, лежащего на печке.

• Кто живет в зимней избушке? Картинка-макет большого деревенского дома, в котором живут: кошка, собака, куры, корова, коза.

• «Рассказ по кругу» о своем домашнем животном.

Занятие 9. Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».

Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.

Занятие 10. Красота и разнообразие зимних деревьев.

Цель: дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.

С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево

2.Рассматривали разные комнатные растения. Прием «перемешай и соотнеси». Дети выбирали понравившиеся растения, рассматривали их и играли в игру «Я садовником родился...»

Занятие 12. Обитатели зимнего леса.

Цель: рассказать детям о зимовке крупных млекопитающих.

К уроку мы подготовили модель зимнего леса и поговорили о том, что, кроме растений, в зимнем лесу есть животные. Дети лепили из пластилина
«больших» животных зимнего леса.

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Занятие 13. Природа просыпается.

Цель: Наступление весны - смена условий существования.

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста