Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников

              Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю  природы  -  этого  самого  естественного  источника красоты.  Природа  -  не  только  великий  учитель  и  великий  воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех  духовных сил человека, не только взрослого, но и  подрастающего».  Природа  помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей  действительности. Вот  это  эмоциональное  отношение  к  окружающей  природе,   неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система  образовательных  учреждений у детей.

                     Во  все  времена  и  эпохи  природа  оказывала  огромное  влияние  на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь  в  то  же  время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний  человека. Великий  критик  Белинский  считал  природу  «вечным  образцом   искусства». Композитор Чайковский,  высоко  ценя  искусство  в  жизни  человека,  писал: «Восторги от  созерцания  природы  выше,  чем  от  искусства».  Многоголосое звучание земли русской нашло  отражение  в  творчестве  талантливых  русских композиторов  С.В.Рахманинова,  Н.А. Римского-Корсакова,  М.П.Мусоргского   и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в  своих  полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

                     Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.  Поэтому  природа  - источник для искусства. Прекрасное  в  природе  было  и  остается  предметом

художественного  освоения   ее.   Поэтому   великие   художники   -   всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

                     Уровень  экономического  развития  общества,  общественные  отношения людей отложили значительный отпечаток на  восприятие  природы.  В  отдельные эпохи это восприятие выражало эстетический  интерес  людей  к  природе  или, наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

                     В  античный  период  древние  греки  рассматривали   прекрасное   как

гармонию, разлитую  в  природе.  Естественный  порядок  в  природе  считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

                     Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не  хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху  Возрождения,  вновь  люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

                     В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто  эгоистические интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

                     Из многих  проявлений  красоты  природы  люди  воспринимают  то,  что соответствует их миропониманию и  настроению.  Облик  природы,  если  ее  не изменяет  человек,  остается   практически   постоянным.   Однако   меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную  красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.

                     В системе по  эстетическому  воспитанию  дошкольников  большое  место должно быть отведено природе. Она  лучше,  чем  что-либо  обогащает  психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический  вкус.  Воспитание любви к природе, умение  чувствовать  ее  красоту  и  восхищаться  ею  имеет огромное значение не только для  эстетического  развития  детей,  но  и  для нравственного  воспитания,  в  частности,  для  пробуждения  у  дошкольников патриотических  чувств,  чуткости  к  окружающему,  потребности   к   труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора. [4, C. 31].

                     Умение  видеть  природу  -  первое  условие  воспитания  мироощущения единства с ней, первое условие воспитания  через  природу.  Оно  достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать  себя  частью  целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться  во  взаимоотношениях с  этим  целым.  Вот  почему  гармония  педагогических  воздействий  требует постоянного общения с природой.

              Если семья живет в  селе  или  в  небольшом  городке,  то  общение  с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если  ребенок  живет  в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же,  и  здесь есть небо и  солнце,  и  звезды.  Нужно  научить  ребенка  видеть  их.  Ведь смотреть - еще не значит  видеть.  Воспринимается  далеко  не  все  то,  что отпечатывается на  сетчатке  глаз,  а  лишь  то,  на  чем  сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем.  Детей  нужно  учить  видеть.

Это значит не только показать, но  и  описать  словесно.  Описать  краски  и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их  окраску,  описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей  могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие  увидят  его,  выйдя  во  двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать  его  ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

                     Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение  нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

                     Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не  так

разнообразна, как небо, но и она богата красками,  оттенками.  А  ведь  есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

                    В доме всегда должны  быть  цветы,  за  которыми  ребенок  ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

                    В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь  нужно  учить  детей  «видеть»  деревья,  цветы,  кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают  и распускаются почки или  начинают  желтеть  листья,  как  зацветают  цветы  и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении  дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал  за  его  увяданием  и зимним сном. Пусть он относится  к  любимому  дереву  как  к  дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

                     Покажите ребенку  особенности  поведения  воробьев,  галок,  голубей,

научите описывать  их  оперение,  глаза,  форму  тела  и  лапок,  расскажите

ребенку об их жизни, заботах,  о  строгих  правилах  стаи  и  т.п.  Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно,  если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится  ближе,  когда  мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его  отношение к другим птицам, к нам самим.

                     Главная задача в  эстетическом  развитии  средствами  природы  -  это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

                     Природа  является  одним  из  факторов,  влияющих   на   развитие   и

формирование эстетических чувств, она  неисчерпаемый  источник  эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей  природа занимает  значительное   место,   способствует   формированию   и   развитию эстетических чувств и вкусов.[8, C. 43].

                     Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.  «Именно  в это  время  необходимо  прививать  детям   любовь   к   красоте,   гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней». Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знать,  необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются  эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и  возникающие  при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений  и

общего развития человека.

                     Большая  роль  в  эстетическом  воспитании  дошкольников   средствами природы принадлежит педагогическому коллективу  детского  сада.  Перед  ними должна стоять  задача  -  последовательно,  систематически,  целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

       Наиболее эффективная последовательность работы:

       -непосредственное восприятие природы,

       -организованное  наблюдение  над  природой  во   время   прогулок   и

экскурсий.

                     Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения  у  ребенка включены  все  анализаторы:  зрительный  -  ребенок  видит   размеры,   цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит  шум  ветра,  плеск  воды  в реке, стук  капель  дождя,  шелест  листьев,  журчанье  ручейка  -  все  это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить -  сладкий  вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и  луговой  клубники. Осязание - это  вторые  глаза  ребенка.  Ощущая  предметы  природы,  ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек.  А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах  тополиных почек после дождя, запах весны, запах  теплой  земли,  нагретой  от  солнца.

                     В работе по эстетическому  воспитанию  средствами  природы  с  детьми дошкольного возраста  воспитатель  должен  хорошо  знать  особенности  этого возраста.

                     У   детей   этого   возраста   наблюдается   большое   стремление   к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все  открыть  сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее  направление  по

отношению к природе  может  быть  различным:  одни  из  них  могут  разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб,  ухаживать  за

голубями.

                     Воспитание - это организация деятельности ребенка, в  которой  важную роль играет организация отношений. Что же значит  организовать  деятельность ребенка?  Понятие  деятельности  -  сложное  понятие:  всякая   деятельность побуждается  потребностью,  имеет  мотив   (более   или   менее   осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

                     Таким образом, организовывая деятельность  ребенка,  т.е.  воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить  к  нужной мотивации и привлечь к определенной  цели.  Потребности,  мотивы  и  цели  - основа наших отношений и наших чувств.

                     Только организовав потребности, мотивы  и  цели  деятельности  своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы  ставите  в  воспитании,  можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно  опять  же лишь в деятельности.[7, C. 19].

                     Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес  в

правильное русло, убедить ребят, что,  истребляя  природные  богатства,  они

наносят  урон  не  только  красоте  родного  края,  но  и  себе  (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с  кинокамерой.  Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный  мир  ребенка,  разовьет  в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

                     В работе по эстетическому  воспитанию  важно  знать  и  учитывать  не

только  направленность  интересов,  но  и   особенности   этого   восприятия

(эстетического): воспринимая явление  окружающей  действительности,  человек руководствуется не только познавательными  и  моральными  критериями,  но  и эстетическими принципами.

                     Эстетическое   восприятие   -   это   способность    создавать    или

воспроизводить и  эмоционально  окрашивать  целостные  образы  под  влиянием реальных предметов и художественных произведений.

                     Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением  с природой,  находятся  в  прямой  зависимости  от  характера  восприятия.   В соответствии с возрастом эстетическое  восприятие  имеет  свои  особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

                     Старшие дошкольники, как правило, не могут  верно  оценивать  картину виденного  в  целом.  У  них   еще   отсутствует   способность   объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

                     Способность заметить, выделить красивое  развивается  постепенно.  Но

если развитие происходит стихийно, без  целенаправленного  влияния  детского

сада  и  семьи,  то  оно  может  задержаться.  Поэтому  воспитатель   должен

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста