Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики, психологии профессионального образования

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего

дошкольного возраста»

 

 

Специальность – Дошкольная педагогика и психология

 

 

Выполнила:

                                                                      

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат пед.н., доцент

О.Ф. Горбунова

 

 

 

Абакан  2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5

1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5

1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8

1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16

 

ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21 

2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21

2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22

2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28

2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31

 

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы………………………………………………………….......38

Приложения……………………………………………………………………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                

              В последние годы возросло внимание  к  проблемам  теории  и  практики эстетического воспитания как к важнейшему средству  формирования  отношения  к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.

                     О влиянии красоты написано и сказано немало.  Еще  древние  греки  полагали,  что красота, мера,  гармония  -  это  не  только  эталоны  явлений  природы  или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Современный уклад  жизни,  трудовые,  общественные  отношения  людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует  окружающий  мир,  он тянется к красивому,  яркому,  испытывает  радость  общения  с  природой.  Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

                     Проблема эстетического воспитания  вызывает  интерес  у  специалистов

различных  отраслей:  воспитателей,  педагогов,  психологов.  Ведь  глубокие

эстетические  чувства,  способность  воспринимать  прекрасное  в  окружающей

действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

                     В настоящее время высокая социальная значимость темы  заставляет  по-

иному взглянуть  на  вопросы  воспитания  и  обучения  в  детском  саду,  на

актуальность   и   необходимость   составления   развивающих   занятий    по

эстетическому воспитанию.

                     Поскольку  данная  проблема  актуальна,  темой  данного  исследования

является «Экскурсия как средство эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста».

                    Актуальность выбранной темы определяется тем,  что  для  эффективного осуществления работы по  эстетическому  воспитанию  детей старшего дошкольного возраста  средствами экскурсии в природу необходимо   разработать   комплекс   занятий,   направленный   на воспитание, «уточнение» чувств  маленького  человека,  развитие  способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с  природой.  В  занятиях следует   использовать   сочетание   передачи   новой   информации   с    ее использованием, закреплением в практической деятельности.

       Цель  исследования  - теоретически обосновать и выявить педагогические условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу.

       Объект исследования - эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования  -  педагогические условия  эстетического  воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу.

       Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогические основы  эстетического  воспитания

детей старшего дошкольного возраста.

2) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

3) Выявить педагогические условия эстетического воспитания  детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии на природу.

Методы исследования:

       - изучение  психолого-педагогической  и  методической  литературы   по

проблеме исследования, анализ и обобщение опыта работы ДОУ.

              Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Сущность эстетического воспитания

              Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими  явлениями.  В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и  природой, в  быту,  в  межличностном  общении  -  везде  прекрасное   и   безобразное, трагическое  и  комическое  играют  существенную  роль.  Красота  доставляет наслаждение  и  удовольствие,  стимулирует   трудовую   активность,   делает приятными  встречи  с  людьми. 

              Идеи  эстетического  воспитания  зародились  в  глубокой   древности.

Представления  о  сущности  эстетического  воспитания,  его  задачах,   цели

изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.  Эти изменения во взглядах  были  обусловлены  развитием  эстетики  как  науки  и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от  греческого «aisteticos» (воспринимаемый  чувством).  Философы-материалисты  (Д.Дидро  и Н.Г.Чернышевский)  считали,  что  объектом  эстетики  как   науки   является прекрасное.  Эта  категория  и  легла   в   основу   системы   эстетического воспитания.

                     В использованной литературе имеется множество  различных  подходов  к определениям понятий,  выбору  путей  и  средств  эстетического  воспитания.

                    Существует множество определений понятия  «эстетическое  воспитание», но,  рассмотрев  лишь  некоторые  из  них,  уже  можно   выделить   основные положения, говорящие о его сущности.[18, C.11].

                      Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых,  это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и  жизни, оценивать  ее.  В-третьих,  задача  эстетического  воспитания -  формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, -  развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

                     Своеобразное    понимание    сущности    эстетического     воспитания

обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому  проблема  целей  и

задач эстетического воспитания требует особого внимания. [26, C. 16].

                      Искусство - это часть эстетической культуры, как  художественное  воспитание часть эстетического, часть важная,  весомая,  но  охватывающая  только  одну сферу человеческой деятельности.  Художественное  воспитание  есть  процесс целенаправленного воздействия средствами искусства  на  личность,  благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,  любовь  к искусству,  умение  понимать  его,  наслаждаться   им   и   способность   по возможности творить  в  искусстве.  Эстетическое  же  воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и  эстетику быта,  поведения,  труда,  отношений.  Эстетическое   воспитание   формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том  числе  и искусством  как  его  самым  мощным  средством.   Эстетическое   воспитание, используя для своих целей художественное воспитание,  развивает  человека  в основном   не   для   искусства,   а   для   его    активной    эстетической жизнедеятельности. Главное  -  воспитать,  развить  такие качества, такие способности, которые позволят личности не только  достигнуть

успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических  ценностей,

наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

                     Помимо формирования эстетического отношения детей к  действительности и искусству,  эстетическое  воспитание  параллельно  вносит  вклад  и  в  их всестороннее развитие.  Эстетическое  воспитание  способствует  формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и  природе. [12, C. 132].

                      Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их  мышления  и воображения, воли,  настойчивости,  организованности,  дисциплинированности.

                     Эстетическое воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.

                     Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и  в  искусстве,  как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании  окружающего  мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и  развитие творческих способностей.

                  Эстетическое  воспитание  -  процесс  приобщения  человека   ко   всему

прекрасному,  что  есть  в  окружающей  жизни,   природе,   искусстве.   Это

формирование  у  человека  возвышенных  чувств  и  поведения.   Эстетическое

воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя  специфика  —

это приобщение к искусству.

                  Эстетическое воспитание включает:

    - знание законов, по которым создаются произведения искусства;

    - воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

    - развитие творческих способностей.

                  Значение эстетического воспитания заключается в  том,  что  оно  делает человека  благороднее,   формирует   положительные   нравственные   чувства, украшает жизнь.[33, C. 90].

                  В дошкольном воспитании мы  приобщаем  детей  к  прекрасному,  но  надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где  истина  прекрасного,  а где подделка. Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания: рассказывая  о  прекрасном,  воспитатель  акцентирует  внимание   на чувствах, а не на содержании; эстетическое чувство воспитатель  связывает  с  сенсорным  развитием, т.к. красота всех предметов в  единстве  формы,  цвета,  величины,  линии  и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по  сенсорному воспитанию детей, ведь ребенок  подражателен,  поэтому  воспитатель  должен  давать  только положительные примеры для подражания.

 

 

 

1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания

 

                  Задачи эстетического воспитания по программе:

   1. Воспитывать  у  детей  желание  узнать  мир  прекрасного,  воспитывать

      художественный вкус, т.е. радовать  не  только  яркому,  броскому,  но

      уметь давать оценку, выражать свое мнение.

   2. Воспитывать эстетику поведения.

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста