Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат
Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Специализированный совет Д 113.08.07
На
правах рукописи
УСОВ
Юрий Николаевич
УДК 8/077.3/:371.97
КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК
СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Москва, 1989
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.
О ф и ц и а л ь н ы е о п п о н е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор Т. Ф. КУРДЮМОВА
доктор педагогических наук, профессор Л.П.ПРЕССМАН
доктор философских наук, профессор Ю.У.ФОХТ-БАБУШКИН
Ведущее
учреждение—Курганский
Защита состоится « » 1989 года в час.
на заседании
специализированного совета Д 113.O8.07
по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора паук при Московском государственном
педагогическом институте
по адресу: 119435, Москва, Г-435, ул. М. Пироговская,
д. 1, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ по адресу: Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «...'. » 1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
проф. М.Т.БАРАНОВ
-1 –
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Всестороннее
развитие человека на этапе качественно
нового состояния нашего общества непосредственно
связано с проблемой
Актуальность
исследования. В практике современной
общеобразовательной школы перечисленные
выше задачи могут быть реализованы с
помощью искусства во всех возрастных
группах, хотя возможностей для этого
недостаточно: на эстетическое воспитание
и художественное развитие учащихся младшего
и среднего возраста ориентированы только
уроки изобразительного искусства, музыки,
литературы, а в старших классах - только
уроки литературы. Практически же
общаются школьники, особенно среднего
и старшего возраста, в основном с эстрадной
музыкой и экранными искусствами - кино,
телевидением, видео. По мнению педагогов,
такая ситуация неблагоприятна для развития
общего культурного уровня, читательских
вкусов, интересов к художественной литературе.
Как свидетельствуют социологические
исследования НИИ художественного воспитания,
самые низкие показатели художественного
развития имеют школьники, которые называют
среди своих любимых видов искусства только
кино или кино в сочетании с эстрадной
музыкой. И в то же время у старшеклассников,
сочетающих любовь к кино с интересом
к другим видам искусства показатели общего
художественного уровня выше, чем у школьников,
предпочитающих только традиционные искусства.
Исследователями установлена положительная
взаимосвязь высокого уровня кинопредпочтений
с сенсорной культурой школьников, с
чувством художественного стиля в области
литературы, изобразительного искусства,
театра. Практический опыт учителей, преподавателей
педагогических институтов Кургана, Калинина,
Воронежа. Ленинграда, Москвы, Таллина,
Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов
страны свидетельствует об эффективности
использования киноискусства в преподавании
литературы, в гуманизации и гуманитаризации
учебно-воспитательного процесса.
- 2 -
Однако сегодня в массовой общеобразовательном школе отсутствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, видео в эстетическом воспитании и художественном развитии подрастающего поколения. По данным периодических опросов при Московском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элементарное средство наглядной агитации, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решить проблему эстетического воспитания и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие восприятия киноповествования способно, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.
В результате самые популярные, широко доступные экранные искусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса массовой общеобразовательной школы, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлечение. Следует иметь в виду, что активное утверждение сегодня бытовой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общества, в частности школьного кинозрителя, педагогически неконтролируемое, легко распространяемое видеокассетное кино, способное нести в развлекательной форме ремесленные поделки, пропагандировать в завуалированной форме киноповествования низкопробные стереотипы и аморализм.
Единственный выход из этой ситуации - целенаправленное воспитание художественного вкуса, развитого интереса к экранным искусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специалистов, система эстетической информации в экранных искусствах приобретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения. Умение воспринимать этот язык - условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека.
Наша
общеобразовательная школа не учитывает
эту социокультурную ситуацию и не
подготовлена к решению воспитательных
задач
- 3 –
в условиях видеореволюции.
Таким образом, актуальность избранной темы определяется необходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательных процесс как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами искусства, как унифицированного способа освоения эстетической информации, поступающей к школьнику по многоканальной системе аудиовизуальных коммуникаций.
Проблема исследования - создание целостной системы кинообразования, которая может вооружить школьника идейно-художественными критериями самостоятельного отбора аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным коммуникативным каналам.
Существующие в научной литературе определения кинообразования отражают особенности функционирования, воспитательного воздействия кино, телевидения, видео и отношения к ним школьников. В большинстве работ советских исследователей кинообразование рассматривается как составная общей системы педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития современного человека /И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.M. Рабинович/.
В других публикациях отмечается, что кинообразование имеет конкретные пели: приобщение к киноискусству, освоение его языковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта /И.Н.Гращенкова, Е.В.Горбулина, Н.С.Горницкая., Р.Я.Гузман, В.Г.Маранцман, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Одинцова и др./. Решение данных задач, по мнению киноведов, педагогов, активизирует процесс социализации школьника при использовании метода общения на основе киноискусства и позволяет учащимся через мир ценностей этических, культурных, социальных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жизненные позиции, отношение к труду и обществу.
При рассмотрении исследований зарубежных
ученых /Югославии, Польши, Германии, Швейцарии/,
посвященных современным принципам кинообразования,
заметно многообразие преследуемых целей
и задач: формирование избирательных критериев,
выработка самостоятельного мышления,
критического отношения к действительности,
запе-
чатленной в фильме, активизация воздействия кино как средства массовой коммуникации в ряду других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия искусства кино, воспитание грамотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.
Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии предлагают различные варианты воспитания и образования средствами экранных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функционирования средств массовых коммуникаций, использования выразительных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норденстренг, Ж.Берже/.
Анализ
различных программ, методик, моделей
кинообразования позволил определить
предмет исследования/художественно-
В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1/изучить практический опыт и теорию использования кино как пространственно-временного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника; 2/определить потенциальные возможности воздействия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе; 3/разработать содержание, принципы и методы использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных возрастных этапах; 4/гипотетически определить объем знании о киноискусстве, умения и навыки анализа, эстетической опенки идейно-художественного содержания фильма; 5/построить общую модель и методику кинообразования учащихся I-XI классов.
Организация исследования и основные его этапы. Исследование проводилось на протяжении 14 лет:
I. I974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, кинопедагогики, кинообразования, анализ образовательных, развивающих, воспитывающих потенций киноискусства в советской педагогике 20-70-ых годов. Построение и апробация на экспериментальных занятиях в школах Москвы/ №№ 91, 1140/ первоначальной модели кинообразования учащихся 8-1О классов,
П.
1978-1980 гг.: 1/разработка программы и опытно-экспери-менталъной
модели кинообразования учащихся 1-10 классов;
2/апро-
- 5 –
бация, корректировка программы кинообразования, методики развития аудиовизуальной грамотности, умений анализировать идейно-художественную структуру фильма в работе с учителями г.Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/,г.Москвы /семинар при городском ИУУ на базе городской фильмотеки/.
Ш. 1980-1985 гг.: 1/проведение эксперимента по теме «'Идейно-эстетическое воспитание учащихся I-10 классов средствами киноискусства" в 30 школах Москвы совместно с Городским отделом народного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, МГПИ: 1980-81 - 5 школ, 1982-83 уч.г. - 15 школ, 1982-85 гг. - 30 школ; опорные школы № 15 /учитель - В.П.Голованов/, 313 /учитель - З.Ф.Демиденко), 593 /учитель - М.М.Гусева/, 613 /учитель-Э.Э.Кац), 818 /учителя - К.Н.Ганкина, Л.П.Романовская, Г.Т.Васильева/: апробация программы кинообразования, руководство подготовкой учителей 1-10 классов на постоянно действующем семинаре при МГИУУ /чтение лекций по вопросам кинообразования, просмотры и обсуждение специально отобранных фильмов/, разработка методических рекомендаций для организации просмотров кинофильмов при школьных кинотеатрах и обсуждение фильмов на специальных классных часах с учащимися; .руководители семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./I-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В. /4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8,9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усовым Ю.Н;
2/апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знаний об экранных искусствах, формирования аудиовизуальной грамотности, анализа фильма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эстонии /г.Таллин/ -1981-1983. гг. и со студентами МГПИ на отделении кинообразования факультета общественных профессий - 1983-86 гг./последний вид работы проводился совместно с З.С.Смелковой/.
1V. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального материала, подготовка окончательного варианта программы и новой методики кинообразования.