Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Специализированный  совет Д 113.08.07

 
На  правах рукописи

 
УСОВ  Юрий Николаевич

УДК 8/077.3/:371.97

 
 
 
        КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК  СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ  ШКОЛЬНИКОВ 

        Специальность 13.00.02 — методика преподавания литературы 

АВТОРЕФЕРАТ

      диссертации на соискание ученой степени доктора  педагогических наук

 
 
 
 
 
 
Москва, 1989

 

 
 
 
 
 
  Работа  выполнена в Научно-исследовательском  институте художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.

О ф  и ц и а л ь н ы е   о п п о н е н т ы:

доктор  педагогических  наук,  профессор  Т. Ф. КУРДЮМОВА

доктор  педагогических наук, профессор Л.П.ПРЕССМАН

доктор  философских наук, профессор Ю.У.ФОХТ-БАБУШКИН

Ведущее учреждение—Курганский государственный  педагогический институт.

Защита  состоится « »   1989 года в  час.

на заседании  специализированного совета Д 113.O8.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора паук при Московском государственном педагогическом институте  
по адресу: 119435, Москва, Г-435, ул. М. Пироговская, д. 1, ауд.

  С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке МГПИ  по адресу: Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

    Автореферат разослан «...'. »   1989 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

проф. М.Т.БАРАНОВ 

                                 -1 –  

ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   РАБОТЫ

   Всестороннее  развитие человека на этапе качественно  нового состояния нашего общества непосредственно  связано с проблемой эстетического  воспитания и художественного развития, использования искусства в решении новых социальных задач: воспитание человека труда, способного самостоятельно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, философских достижений человечества, формирование граждански активной личности.

   Актуальность   исследования.   В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же   общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе. Как свидетельствуют социологические исследования НИИ художественного воспитания, самые низкие показатели художественного развития имеют школьники, которые называют среди своих любимых видов искусства только кино или кино в сочетании с эстрадной музыкой. И в то же время у старшеклассников, сочетающих   любовь к кино с интересом к другим видам искусства показатели общего художественного уровня выше, чем у школьников, предпочитающих только традиционные искусства. Исследователями установлена положительная взаимосвязь высокого уровня кинопредпочтений с сенсорной культурой школьников, с   чувством художественного стиля в области литературы, изобразительного искусства, театра. Практический опыт учителей, преподавателей педагогических институтов Кургана, Калинина, Воронежа. Ленинграда, Москвы, Таллина, Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов страны свидетельствует об эффективности использования киноискусства в преподавании литературы, в гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                - 2 -

   Однако  сегодня в массовой общеобразовательном  школе отсутствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, видео в эстетическом воспитании и художественном развитии подрастающего поколения. По данным периодических опросов при Московском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элементарное средство наглядной агитации, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно решить проблему эстетического воспитания и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие восприятия киноповествования способно, одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, театра.

   В результате самые популярные, широко доступные экранные искусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса массовой общеобразовательной школы, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлечение. Следует иметь в виду, что активное утверждение сегодня бытовой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общества, в частности школьного кинозрителя, педагогически неконтролируемое, легко распространяемое видеокассетное кино, способное нести в развлекательной форме ремесленные поделки, пропагандировать в завуалированной форме киноповествования низкопробные стереотипы и аморализм.

   Единственный  выход из этой ситуации   - целенаправленное воспитание художественного вкуса, развитого интереса к экранным искусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специалистов, система эстетической информации в экранных искусствах приобретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения. Умение воспринимать этот язык -   условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека.

  Наша  общеобразовательная школа не учитывает   эту социокультурную ситуацию и не подготовлена к решению воспитательных задач 

                  - 3 –

в условиях видеореволюции.

   Таким образом, актуальность избранной темы определяется необходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательных процесс как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами искусства, как унифицированного способа освоения эстетической информации, поступающей к школьнику по многоканальной системе аудиовизуальных коммуникаций.

   Проблема   исследования   - создание целостной системы кинообразования, которая может вооружить школьника идейно-художественными критериями самостоятельного отбора   аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным коммуникативным каналам.

   Существующие  в научной литературе определения  кинообразования отражают особенности функционирования, воспитательного воздействия кино, телевидения, видео и   отношения к   ним школьников. В большинстве работ советских исследователей кинообразование рассматривается как составная общей системы   педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития современного человека /И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.M. Рабинович/.

   В других публикациях отмечается, что  кинообразование имеет конкретные пели: приобщение к киноискусству, освоение его языковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта /И.Н.Гращенкова, Е.В.Горбулина, Н.С.Горницкая., Р.Я.Гузман, В.Г.Маранцман, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Одинцова и др./.    Решение данных задач, по мнению киноведов, педагогов, активизирует процесс социализации школьника при использовании метода общения на основе киноискусства и позволяет учащимся через мир ценностей этических, культурных, социальных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жизненные позиции, отношение к труду и обществу.

             При рассмотрении исследований зарубежных ученых /Югославии, Польши, Германии, Швейцарии/, посвященных современным принципам кинообразования, заметно многообразие преследуемых целей и задач: формирование избирательных критериев, выработка самостоятельного мышления, критического отношения к действительности, запе- 
 

                                                           - 4 ~

чатленной в фильме, активизация воздействия  кино как средства массовой коммуникации в ряду других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия   искусства кино, воспитание грамотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.

   Ученые  Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии  предлагают различные варианты воспитания и образования средствами экранных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функционирования средств массовых коммуникаций, использования выразительных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норденстренг, Ж.Берже/.

   Анализ  различных программ, методик, моделей  кинообразования позволил определить   предмет   исследования/художественно-педагогические возможности киноискусства в учебно-воспитательном процессе/, установить его   цель   - определение структуры, содержания, форм и методов   кинообразования учащихся.

   В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1/изучить практический опыт и теорию использования кино как пространственно-временного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника; 2/определить потенциальные возможности воздействия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе; 3/разработать содержание, принципы и методы использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных возрастных этапах; 4/гипотетически определить объем знании о киноискусстве, умения и навыки анализа, эстетической опенки идейно-художественного содержания фильма; 5/построить общую модель и методику кинообразования учащихся I-XI классов.

   Организация   исследования   и основные его этапы. Исследование проводилось на протяжении 14 лет:

   I. I974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, кинопедагогики, кинообразования, анализ образовательных, развивающих, воспитывающих потенций киноискусства в советской педагогике 20-70-ых годов. Построение и апробация на экспериментальных занятиях в школах Москвы/ №№ 91, 1140/ первоначальной модели кинообразования учащихся 8-1О классов,

   П. 1978-1980 гг.: 1/разработка программы и опытно-экспери-менталъной модели кинообразования учащихся 1-10 классов; 2/апро- 

               - 5 – 

бация, корректировка программы кинообразования, методики развития аудиовизуальной грамотности, умений анализировать идейно-художественную структуру фильма в работе с учителями г.Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/,г.Москвы /семинар при городском ИУУ на базе городской фильмотеки/.

   Ш. 1980-1985 гг.: 1/проведение эксперимента по теме «'Идейно-эстетическое воспитание учащихся I-10 классов средствами киноискусства" в 30 школах Москвы совместно с Городским отделом народного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, МГПИ: 1980-81 - 5 школ, 1982-83 уч.г. - 15 школ, 1982-85 гг. - 30 школ; опорные школы № 15 /учитель - В.П.Голованов/, 313 /учитель - З.Ф.Демиденко), 593 /учитель - М.М.Гусева/, 613 /учитель-Э.Э.Кац), 818 /учителя - К.Н.Ганкина, Л.П.Романовская, Г.Т.Васильева/: апробация программы кинообразования, руководство подготовкой учителей 1-10 классов на постоянно действующем семинаре при МГИУУ /чтение лекций по вопросам кинообразования, просмотры и обсуждение   специально отобранных фильмов/, разработка методических рекомендаций для организации просмотров кинофильмов при школьных кинотеатрах и обсуждение фильмов на специальных классных часах с учащимися; .руководители семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./I-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В. /4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8,9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усовым Ю.Н;

   2/апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знаний об экранных искусствах, формирования аудиовизуальной грамотности, анализа   фильма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эстонии /г.Таллин/ -1981-1983. гг. и со студентами МГПИ на отделении кинообразования факультета общественных профессий - 1983-86 гг./последний вид работы проводился совместно с З.С.Смелковой/.

   1V. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального материала, подготовка окончательного варианта программы и новой методики кинообразования.

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников