Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат
Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.
- 22 -
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие аудиовизуальной культуры учащихся по разработанной в диссертационном исследовании методике одновременно совершенствуют и литературное образование:
- изучение
теории литературы при параллельном рассмотрении
в практике анализа фильма аналогичных
понятий из теории кино
/материал, тема, идея произведения искусства,
фабула, сюжет, композиция, проблема героя,
вопросы стиля, жанра, художественная
структура произведений литературы и
кино, авторская концепция
и пр./;
Итоги
проведенной исследовательской работы
позволяют изложить возможные критерии
оптимальной модели кинообразования:
1/развитие систематизированных знаний
о кино в контексте смежных искусств, навыков
анализа пространственно-временной формы
повествования, активизирующих воздействие
и восприятие идейно-
-23-
художественного содержания фильма; 2/учет
диалектического
единства образования, развития и воспитания
средствами экранных искусств;. 3/расширение
на материале экранных искусств
сферы общения школьников, формирования
их мировоззрения на
основе развития эстетического сознания,
духовного мира, социальной и психологической
структуры; 4/ориентация на развитие всесторонности,
гармоничности, целостности личности
школьника в
процессе приобщения к экранным искусствам.
Экспериментальные
занятия, охарактеризованные в диссертации,
подтвердили предположение о том, что
знания, умения, навыки в области экранных
искусств, сформированные на основе разработанной
методики, помогают учащимся многоаспектно
рассматривать идейно-эстетическую концепцию
фильма, способствуют развитию самостоятельной
эстетической оценки мировоззренческой
позиции автора, и в конечном итоге они
благотворно проявляются в процессе идейного,
нравственного, эмоционально-
Наиболее последовательно реализация разработанных принципов кинообразования осуществлена в условиях эксперимента в 30 школах г.Москвы при участии НИИ художественного воспитания АПН СССР, Совета по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, Городского управления народного образования, Московского городского института усовершенствования учителей, МГПИ, на базе городской фильмотеки. Ход и результаты эксперимента освещены в следующих публикация: Лопина Р. Кинообразование – школьникам//Народное образование. 1985. № 1, с.63-66; Новикова Т. О вкусах спорят. Размышления об итогах тушинского эксперимента//Народное образование. 1987,с.58-60; Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М.: Знание, 1984,с.83-88; Нечай.О.Ф. О вкусах спорят. Минск: Наука и техника, 1986,с.79-84.
Эксперимент был основан на комплексном подходе, так как одновременно решал несколько задач: разработка и практическое испо-
- 24 –
льзование программ и методик кинообразования учителей T-10 классов 30 школ Москвы в условиях годичного семинара , студентов ИГПИ на базе факультета общественных профессий, разработка и практическое применение программ, методик использования кино в идейно-нравственном, эстетическом воспитании учащихся 1-1О классов.
Результаты проведенного эксперимента практически подтвердили возможность введения кинообразования в общеобразовательную школу и педагогические институты, возможность использования кино как средства эстетического воспитания и художественного развития учащихся всех возрастных групп.
Разработанные принципы формирования аудиовизуальной культуры нашли свое применение в кинообразовании учителей, студентов, учащихся. Возрастные, интеллектуальные, художественно-эстетические потенции конкретной аудитории определили своеобразие каждого комплекса программ и методик. При этом сохранялась выработанная автором общая модель кинообразования, принцип формирования навыков восприятия пространственно-временной формы повествования, анализа художественной структуры, идейно-эстетической концепции фильма. Процесс совершенствования воздействия фильма на зрителя осуществлялся в каждом отдельном случае в результате усвоения систематизированных знаний о киноискусстве, о пространственно-временной форме повествования, развития монтажного мышления, навыков восприятия, основаниях на эмоционально-смысловом соотнесении единиц киноповествования, формирования умений анализировать идейно-художественное содержание фильма.
Программы
кинообразования студентов и
учителей /Программы и учебные планы художественных
отделений факультета общественных профессий
МГПИ М.: Минпрос РСФСР, 1986, с.3-8; Примерные
учебно-тематический план и программа
спецсеминара по теме: "Киноискусство
и воспитание школьников в современных
условиях". М.: Минпрос СССР, 1986/ содержали
определённый объем знаний о специфических
особенностях кино как искусстве, о его
функциональном назначении, о видах и
жанрах, особенностях восприятия, о художественной
структуре фильма в системе приобщения
учащихся к киноискусству. А структура
кинообразования учащихся 1-10 классов
/Основы эстетического воспитания. - М.:
Просвещение, 1986, с.54, 69-73, 92-98;. Программа
факультативного курса "Основы киноискусства"
- 9-11 классы. М.: АПН СССР, 1986/.
- 25 –
определялась возрастной динамикой эстетического опыта общения юных зрителей с фильмом. Вот почему проблема развития киновосприятия для всех возрастных групп являлась ведущей: навыки "чтения" пространственно-временной формы повествования требуют как особых знаний о динамической системе звукозрительных образов, так и умений анализировать эту систему. Принципиальное отличие уровней восприятия каждой возрастной группы определялось особенностями воспринимаемых единиц киноповествования, иерархия которых отчасти повторяет логику развития языковых особенностей кинематографа: от восприятия эпизода, содержащего событие, поступок героя /как неделимое целое/ 1-3 кл.), через восприятие группы эпизодов, объединенных фабульной канвой, причинно-следственными связями /4-6 кл./, к эмоционально-смысловому соотнесению кадров и элементов внутрикадровой композиции, объединенных образными, ассоциативными связями полифонического развития авторской мысли в пространственно-временной форме /8-10 кл./.
По ходу эксперимента была намечена система кинообразованля учащихся 1-10 классов в соответствии с возрастной динамикой киновосприятия:
1-3 классы. Формирование зрительской культуры в практике художественного творчества, игровой деятельности, позволяющей освоить первоначальные представления о пластических возможностях кино и других видов искусства, способных передать мысли и чувства автора в особых пространственно-временных измерениях литературно-художественного текста, живописного полотна, музыкального произведения, сценической или экранной реальности. Решение этих задач, как показал эксперимент, способно превратить встречу с фильмом в радостный способ познания мира на основе активного восприятия учащимися динамической системы звукозрительных образов.
К концу третьего года обучения учащиеся начальной школы овладевают первоначальными знаниями о кино как особом виде искусства в ряду других, умениями эмоционально воспринимать и оценивать содержание фильма, запоминать и пересказывать отдельные кадры, эпизоды, сиены, описывать героев и свое отношение к ним, узнавать музыку из просмотренных фильмов» участвовать в коллективных, играх-заданиях /инсценировка понравившихся эпизодов, игра "Рисуем свой мультфильм" и пр./.
4-7 классы. Воспитание зрительской культуры в процессе
-26-
научения кинематографических понятий, необходимых для формирования анализа идейно-художественного содержания фильма: экранное пространство и время, монтажное мышление и ритм киноповествования, роль киноискусства в жизни человека и общества, многообразие воздействия художественных особенностей кино, причинно-следственные связи отдельных частей фильма в процессе просмотров и обсуждений по следующим темам: «Человек в Великой Отечественной войне","Ты среди людей","Кино о времени и человеке – вчера и сегодня","Повести о первой любви" и пр.
К концу седьмого класса школьники овладевают знаниями: о синтетической природе кино, об основных кинопрофессиях, о видах и жанрах кино; умениями: выделять основные элементы композиции фильма в последовательности эпизодов; завязка, кульминация, развязка, следить за столкновением и развитием характера героев, видеть сопиально-гражданскую позицию автора фильма, которая определяется отбором эпизодов, манерой актерской игры, приемами операторского решения.
8-10 классы. Воспитание зрительской культуры в процессе осмысления общих и отличительных особенностей художественного образа в кино и других видах искусства, специфической формы киноповествования, передающей идейное содержание фильма. Осмысление понятий о художественной закономерности построения фильма, о монтажности мышления, об особенностях организации внешнего к внутреннего планов повествования, выявляющего идейно-нравственную концепцию в фильмах различных жанров при рассмотрении следующих тем: "Проблема активной жизненной позиции, гражданского долга в фильмах последних лет", «Проблема духовного выбора в киноискусстве", "Нравственный спор о цели и смысле жизни в школьных фильмах последних лет","Воплощение лучших черт человека в образе нашего со временника" и пр.
К
концу десятого класса школьники
овладевают знаниями: об особенностях
идейно-нравственного воздействия кино
как пространственно-временного искусства,
о сюжетосложении в современном Фильме,
об особенностях отражения в фильмах духовной
жизни страны; умениями: осмысливать запечатленное
на экране в различных связях, соотношениях,
воспринимать общий эмоциональный
- 27 -
строй различных эпизодов, образное содержание киноповествования, выявлять внутреннюю. смысловую связь сюжетных линий фильма,, оценивать. концепцию кинокартины, аргументировано формулировать свое отношение к идейно-художественному содержанию фильма. Экспериментальная проверка разработанного содержания кино- • образования, форм и методов его реализации позволяет сделать следующие выводы.