Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)
fy">художественную структуру произведения искусства, раскрывающую систему взглядов автора на современную действительность.

                             - 22 -

   Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что развитие аудиовизуальной культуры учащихся по разработанной в диссертационном исследовании методике одновременно совершенствуют и литературное образование:

   - изучение теории литературы при параллельном рассмотрении 
в практике анализа фильма аналогичных понятий из теории кино 
/материал, тема, идея произведения искусства, фабула, сюжет, композиция, проблема героя, вопросы стиля, жанра, художественная 
структура произведений литературы и кино, авторская концепция

и пр./;

  • совершенствование восприятия литературного художественного текста в результате развития аудиовизуального восприятия по принципу взаимодействия, взаимовлияния тем в художественной структуре произведения искусства, раскрывающего авторское мировосприятие;
  • совершенствование навыков анализа, моделирующего    ..этапы восприятия идейно-художественной концепции литературного произведения; прояснение эмоциональной реакции, образного обобщения, осмысление авторской позиции в развитии конфликта, в особенностях взаимодействия внешнего и внутреннего планов повествования, обоснование своего отношения к прочитанному;
  • использование разработанного принципа анализа фильма для активизации литературно-художественных знаний школьников, работы ассоциативного мышления, умений выстраивать образные обобщения, соотносить, противопоставлять поэтику экранных искусств с художественной реальностью литературного произведения;
  • применение экранизаций для углубленного осмысления художественной структуры литературного первоисточника, мировоззрения писателя, его идейно-эстетических взглядов, для эстетической оценки позиции автора экранизации как читателя, художественный уровень которого выявляют особенности кинематографической интерпретации литературного текста.

   Итоги проведенной исследовательской работы позволяют изложить возможные критерии оптимальной модели кинообразования: 1/развитие систематизированных знаний о кино в контексте смежных искусств, навыков анализа пространственно-временной формы повествования, активизирующих воздействие и восприятие идейно- 

              -23- 
художественного содержания фильма; 2/учет диалектического 
единства образования, развития и воспитания средствами экранных искусств;. 3/расширение на материале экранных искусств 
сферы общения школьников, формирования их мировоззрения на 
основе развития эстетического сознания, духовного мира, социальной и психологической структуры; 4/ориентация на развитие всесторонности, гармоничности, целостности личности школьника в 
процессе приобщения к экранным искусствам.

   Экспериментальные занятия, охарактеризованные в диссертации, подтвердили предположение о том, что знания, умения, навыки в области экранных искусств, сформированные на основе разработанной методики, помогают учащимся многоаспектно рассматривать идейно-эстетическую концепцию фильма, способствуют развитию самостоятельной эстетической оценки мировоззренческой позиции автора, и в конечном итоге они благотворно проявляются в процессе идейного, нравственного, эмоционально-интеллектуального, эстетического воспитания и художественного развития школьников средствами кино и телевидения. Таким образом, гипотеза-, сформулированная в начале исследования, нашла подтверждение в результатах проведенных экспериментальных исследований по разработке принципов развития аудиовизуальной культуры, по созданию программ кинообразования школьников, учителей, студентов педагогических институтов.

   Наиболее последовательно реализация разработанных принципов кинообразования осуществлена в условиях эксперимента в 30 школах г.Москвы при участии НИИ художественного воспитания АПН СССР, Совета по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, Городского управления народного образования, Московского городского института усовершенствования учителей, МГПИ, на базе городской фильмотеки. Ход и результаты эксперимента освещены в следующих публикация: Лопина Р. Кинообразование – школьникам//Народное образование. 1985. № 1, с.63-66; Новикова Т. О вкусах спорят. Размышления об итогах тушинского эксперимента//Народное образование. 1987,с.58-60; Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М.: Знание, 1984,с.83-88; Нечай.О.Ф. О вкусах спорят. Минск: Наука и техника, 1986,с.79-84.

   Эксперимент был основан на комплексном подходе, так как одновременно решал несколько задач: разработка и практическое испо-

 

   

                - 24 –

льзование программ и методик кинообразования  учителей T-10 классов 30 школ Москвы в условиях годичного семинара , студентов ИГПИ на базе факультета общественных профессий, разработка и практическое применение программ, методик использования кино в идейно-нравственном,  эстетическом воспитании учащихся 1-1О классов.

   Результаты  проведенного эксперимента практически  подтвердили возможность введения кинообразования в общеобразовательную школу и педагогические институты, возможность использования кино как средства эстетического воспитания и художественного развития учащихся всех возрастных групп.

   Разработанные принципы формирования аудиовизуальной  культуры   нашли свое применение в кинообразовании учителей, студентов, учащихся. Возрастные, интеллектуальные, художественно-эстетические потенции конкретной аудитории определили своеобразие каждого комплекса программ и методик. При этом сохранялась выработанная автором общая модель кинообразования, принцип формирования навыков восприятия пространственно-временной формы повествования, анализа художественной структуры, идейно-эстетической концепции фильма. Процесс совершенствования воздействия фильма на зрителя осуществлялся в каждом отдельном случае в результате   усвоения   систематизированных знаний о киноискусстве, о пространственно-временной форме повествования, развития   монтажного мышления, навыков восприятия, основаниях на эмоционально-смысловом соотнесении единиц   киноповествования, формирования   умений   анализировать идейно-художественное содержание фильма.

   Программы кинообразования студентов и  учителей /Программы и учебные планы художественных отделений факультета общественных профессий МГПИ  М.: Минпрос РСФСР, 1986, с.3-8; Примерные учебно-тематический план и программа спецсеминара по теме: "Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях". М.: Минпрос СССР, 1986/ содержали определённый объем знаний о специфических особенностях кино как искусстве, о его функциональном назначении, о видах и жанрах, особенностях восприятия, о художественной структуре фильма в системе приобщения учащихся к киноискусству. А структура кинообразования учащихся 1-10 классов /Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1986, с.54, 69-73, 92-98;. Программа факультативного курса "Основы киноискусства" - 9-11 классы. М.: АПН СССР, 1986/. 

              - 25 –

определялась  возрастной динамикой эстетического  опыта общения юных зрителей с  фильмом. Вот почему проблема   развития киновосприятия для всех возрастных групп являлась ведущей: навыки "чтения" пространственно-временной формы повествования    требуют как особых знаний о динамической системе звукозрительных образов, так и умений анализировать эту систему. Принципиальное отличие уровней восприятия каждой возрастной группы определялось особенностями воспринимаемых единиц киноповествования, иерархия которых отчасти повторяет логику развития языковых особенностей кинематографа: от восприятия эпизода, содержащего событие, поступок героя /как неделимое целое/ 1-3 кл.), через восприятие группы эпизодов, объединенных фабульной канвой, причинно-следственными связями /4-6 кл./, к эмоционально-смысловому соотнесению кадров и элементов внутрикадровой композиции, объединенных образными, ассоциативными связями полифонического развития авторской мысли в пространственно-временной форме /8-10 кл./.

   По  ходу эксперимента была намечена система  кинообразованля учащихся 1-10 классов в соответствии с возрастной динамикой киновосприятия:

   1-3 классы. Формирование зрительской культуры в практике художественного творчества, игровой деятельности, позволяющей освоить первоначальные представления о пластических возможностях кино и других видов искусства, способных передать мысли и чувства автора в особых пространственно-временных измерениях литературно-художественного текста, живописного полотна, музыкального произведения, сценической или экранной реальности. Решение этих задач, как показал эксперимент, способно превратить встречу с фильмом в радостный способ познания мира на основе активного восприятия учащимися динамической системы звукозрительных образов.

    К концу третьего года обучения учащиеся начальной школы овладевают первоначальными знаниями о кино как особом виде искусства в ряду других, умениями эмоционально воспринимать и оценивать содержание фильма, запоминать и пересказывать отдельные кадры, эпизоды, сиены, описывать героев и свое отношение к ним, узнавать музыку из просмотренных фильмов» участвовать в коллективных, играх-заданиях /инсценировка понравившихся эпизодов, игра "Рисуем свой мультфильм" и пр./.

    4-7 классы. Воспитание зрительской культуры в процессе

 

                             -26-

научения  кинематографических понятий, необходимых  для формирования анализа идейно-художественного содержания фильма: экранное пространство и время, монтажное мышление и ритм киноповествования, роль киноискусства в жизни человека и общества, многообразие воздействия художественных особенностей кино, причинно-следственные связи отдельных частей фильма в процессе просмотров и обсуждений по следующим темам: «Человек в Великой Отечественной войне","Ты среди людей","Кино о времени и человеке – вчера и сегодня","Повести о первой любви" и пр.

   К концу седьмого класса школьники  овладевают знаниями: о синтетической природе кино, об основных кинопрофессиях, о видах и жанрах кино; умениями: выделять основные элементы композиции фильма в последовательности эпизодов; завязка, кульминация, развязка, следить за столкновением и развитием характера героев, видеть сопиально-гражданскую позицию автора фильма, которая определяется отбором эпизодов, манерой актерской игры, приемами операторского решения.

  8-10 классы. Воспитание зрительской культуры в процессе осмысления общих и отличительных особенностей художественного образа в кино и других видах искусства, специфической формы киноповествования, передающей идейное содержание фильма. Осмысление понятий о художественной закономерности построения фильма, о монтажности мышления, об особенностях организации внешнего к внутреннего планов повествования, выявляющего идейно-нравственную концепцию в фильмах различных жанров при рассмотрении следующих тем: "Проблема активной жизненной позиции, гражданского долга в фильмах последних лет", «Проблема духовного выбора в  киноискусстве", "Нравственный спор о цели и смысле жизни в школьных фильмах последних лет","Воплощение лучших черт человека в образе нашего со временника" и пр.

   К концу десятого класса школьники  овладевают знаниями: об особенностях   идейно-нравственного воздействия кино как пространственно-временного искусства, о сюжетосложении в современном Фильме, об особенностях отражения в фильмах духовной жизни страны; умениями: осмысливать запечатленное на экране в различных связях, соотношениях, воспринимать общий эмоциональный 

        - 27 -

строй различных эпизодов, образное содержание киноповествования, выявлять внутреннюю. смысловую связь сюжетных линий фильма,, оценивать. концепцию кинокартины, аргументировано формулировать свое отношение к идейно-художественному содержанию фильма. Экспериментальная проверка разработанного содержания кино- • образования, форм и методов его реализации позволяет сделать следующие выводы.

  1. Доказана возможность целенаправленной профессиональной , подготовки студентов педагогических институтов, школьных учителей на базе институтов усовершенствования для последовательного использования киноискусства как комплексного средства коммунистического воспитания учащихся 1-10-х классов при школьных кинотеатрах, на специальных классных часах, в системе кинофакультативов, киноклубов.
  2. Разработанная система кинообразования учащихся 1-10 классов создает благоприятные условия для поэтапного приобщения школьников к экранным искусства: усвоение кинознаний, приобретение навыков оценки, анализа идейно-художественного содержания фильма, умения использовать эти знания и навыки в учебно-воспитательном процессе /уроки литературы, истории, обществоведения/, во внеклассной работе по различным видам идейно-эстетического воспитания учащихся.
  3. Найдены эффективные формы использования киноискусства в воспитании школьников: просмотр фильма при школьном или общеэкранном кинотеатре всеми учащимися конкретной возрастной группы, предваряемый вступительным словом; дополнительная работа с фильмом на классном часе, в системе урочной деятельности, на занятиях кинофакультатива, киноклуба, в специально отведенное после учебных занятий время школы продленного дня.
  4. Разработанная методика использования киноискусства способствует идейно-эстетическому воспитанию школьников на различных этапах приобщения к киноискусству, С этой целью определены:

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников