Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   Теоретические положения и  практические результаты исследования неоднократно обсуждались на всесоюзных конференциях, семинарах, симпозиумах: Международная консультативная встреча "Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах" - Москва, 1975; Международная консультативная встреча по вопросам кинообразования в r.Гepe - ГДР, 1976; выездные советы по кинообразованию Союза кинематографистов СССР в городах: Таллин, Алма-Ата, Ереван. Ленинград, Киев –I978-I983 гг.; Всесоюзная конференция "Роль киноискусства в воспитании школьников" - г.Курган,Т978; Всесоюзный симпозиум "Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников" - Тбилиси,1980; У Всесоюзная научно-практическая конференция "Совершенствование экранно-звуковых средств и методика их применения в обучении и воспитании учащихся общеобразовательной школы" - Тольятти, 1982; Всесоюзный научно-практический семинар "Эстетическое воспитание учащейся молодежи - задачи, теория, практика, перспективы" - Кировоград,Т988; Всероссийский научно-практический семинар "Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы" - Москва,1988.

    На   защиту   выносятся   следующие основные

положения:

   Т. Кинообразование в современной  социокультурной ситуации выступает  как средство развития аудиовизуального мышления, как своеобразная составляющая в системе эстетического воспитания, как форма педагогического руководства интересами и потребностями в области кино, телевидения, видео, как отрасль педагогической науки о воспитании личности и коллектива средствами экранных искусств.

   2. Содержание кинообразования определяется  спецификой восприятия пространственно-временной формы повествования, особенностями воздействия экранных искусств на сознание, мировоззрение школьников.

 

   

        - 12 -

  1. Формирование целостного восприятия экранных искусств зависит от умений школьников переживать динамический процесс возникновения и становления кинообраза, соотносить на эмоционально-смысловом уровне единицы киноповествования, прослеживать развитие звукозрительных тем в особых условиях пространственно-временных измерений экранной реальности.
  2. Разработанная методика анализа, моделирующего процесс восприятия художественной концепции фильма, интегрирует задачи идейно-эстетического воспитания школьников: развитие образного мышления, логического мышления, эстетического сознания, мировоззренческих ориентации, формирование творческой и социальной активности школьников, активизация знаний, полученных на уроках литературы,  истории, обществоведения, изобразительного искусства, музыки.

    СТРУКТУРА   И   ОСНОВНОЕ    СОДЕРЖАНИЕ    РАБОТЫ.

    Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

   Введение раскрывает актуальность темы, ее связь с современными задачами модернизации школьного образования, оценивает ранее проведенные исследования, имеющие отношение к избранной теме, ставит нерешенные вопросы, формулирует задачи и общую гипотезу исследования, характеризует методологическую организацию, основные этапы исследования, полученные' результаты, их новизну, теоретическое и практическое значение.

   Первая   глава "Теоретико-методологические основы кинообразования" рассматривает в различных аспектах кинообразование как новый фактор культурного развития общества в условиях современного социокультурного процесса, как новую составляющую в   системе эстетического воспитания школьников и метод формирования' аудиовизуального мышления.

   Описание  особенностей приобщения школьников к экранным искусствам позволило охарактеризовать структурный состав теории кинообразования как   системы знаний о содержании, формах и методах использования экранных искусств в идейно-эстетическом воспитании школьников: идеи, понятия, закономерности, принципы.

   Завершается первая глава развернутой характеристикой   проблемы образовательных, развивающих, воспитывающих возможностей киноискусства в советской педагогике 20-50-ых годов.

  Вторая   глава   "Содержание, формы и методы приобщения к киноискусству в советской педагогике 60-80-ых годов»  рассма- 

                - 13 –

тривает качественно новый этап кинообразования, выдвинувший проблему формирования и использования знаний о киноискусстве  в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной  школы 60~ых годов /урок литературы - кинофакультатив - киноклуб/, вопросы формирования целостного восприятия кино, принцип изучения поэтики кино в процессе   художественно-творческой деятельности учащихся, принцип изучения теории и истории кино в   идейно-политическом воспитании школьников, метод развития киновосприятия в практике анализа идейно-художественной структуры фильма, формы и методы использования киноискусства в воспитании учащихся на базе школьных и специализированных детских кинотеатров, особенности формирования аудиовизуальной культуры на стыке художественного творчества и восприятия.

   Третья   глава   "Аудиовизуальная грамотность как условие реализации задач кинообразования" посвящена анализу уровней восприятия фильма старшеклассниками, особенностей мышления школьников при восприятии художественной структуры фильма, особенностей восприятия      кинематографического времени и пространства. В главе описываются примерная модель восприятия структуры звукозрительного образа, перцептивные действия в процессе киновосприятия, экспериментальная модель формирования аудиовизуальной грамотности, процесс формирования кинообраза в экранном пространстве и в сознании зрителя.

   Анализируются итоги проведенного автором многолетнего эксперимента: первый этап - рассмотрение процесса формирования кинообраза, второй этап - освоение понятия кинообраза, его структуры на основе сопоставления с художественным образом в других искусствах /литературе, музыке, изо/, заключительный этап - формирование аудиовизуальной грамотности.

   Четвертая   глава   "Анализ идейно-художественной концепции фильма как завершающий этап процесса кинообразования" рассматривает особенности анализа фильма старшеклассниками,- описывает экспериментальную методику формирования навыков анализа художественной структуры фильма в системе вступительных слов перед просмотром, вопросов для обсуждения, и сам процесс анализа идейно-эстетической концепции фильма.

   Глава раскрывает возможности анализа, формирующего элементы коммунистического мировоззрения, эстетического сознания учащихся в процессе рассмотрения действительности, запечатленной в фильме, авторского мировоззрения, отразившегося в   кинематографической

 

   

               - 14 –

интерпретации литературного первоисточника, при  осмыслении истории и современности, философских,  нравственных вопросов бытия.

   Для анализа опыта практического использования экранных искусств в истории советской общеобразовательном школы 20-30-х годов в диссертации предпринята попытка изложить структурный состав теории кинообразования,  которое рассматривается как целенаправленный процесс воспитания школьников на материале экранных искусств. Предметом изучения теории кинообразования является система использования кино,  телевидения, видео в идейно-эстетическом воспитании, в художественно-творческом развитии школьников.

   Теоретическая структура кинообразования, обоснованная в диссертации, опирается на ряд философско-эстетических, психолого-педагогических, искусствоведческих положений об эстетической деятельности и эстетическом познании, о роли искусства в познании и преобразовании мира;' о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка; о формировании у детей эстетического отношения к искусству и действительности с позиций коммунистических идеалов; о гармоничном решении комплекса задач в процессе преподавания искусства: художественно-эстетического, идейно-нравственного воспитания, формирования умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитие сущностных сил и творческих способностей школьников. Соответственно этим идеям определяются:

   -цель   кинообразования - идейно-эстетическое  воспитание, формирование эстетического  сознания,  эмоциональной культуры, мировоззренческих установок школьников средствами экранных искусств;

  • общий   путь   кинообразования - в процессе организации познавательной деятельности во время просмотров,  обсуждений кино- и телефильмов, организации отношений учащихся к произведениям экранных искусств как к специфической форме художественной коммуникации;
  • специфический   путь   кинообразования - в процессе организации эстетических видов деятельности на материале киноискусства: изучения языковых особенностей киноискусства, система творческих заданий, развивающих перцептивные способности школьников в области экранных искусств, восприятие фильма как произведения искусства, осмысление эмоциональной реакции, оценка, анализ идейно-нравственной концепции, раскрывающейся в художест-
 

               - 15 -венной структуре фильма.

   Задачи   кинообразования в школе - дать представления об основных явлениях современного кино, телевидения, помочь ориентироваться в потоке аудиовизуальной информации на кино- и телеэкране, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и культуру, художественный вкус по отношению к экранным искусства, восприятие системы звукозрительных образов,  самостоятельность эстетических суждений,  оценок, подготовить учащихся к самообразованию в области экранных искусств.

   Социокультурная ситуация массового утверждения  экранных искусств в общественной жизни создает предпосылки для развития кинопедагогики  как. отрасли науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами /сам термин появился еще в 20-е годы/. Средством такого воспитания может стать кинообразование как целенаправленный процесс совершенствования идейного, нравственного,  эмоционально-интеллектуального,  эстетического развития, воздействия на зрителя кино, телевидения, видео в их органической взаимосвязи.

    Рассмотрение общих и специфических вопросов теории кинообразования позволяет установить принципиальную   взаимосвязь   экранных искусств - кинопедагогики - кинообразования. С этих позиций был изучен весь практический опыт кинообразования в стране 20-80-х годов. Исследование показало, что успех воспитательного процесса средствами экранных искусств впрямую зависит от. единства накопленных знаний у школьников о данных видах искусства и умений самостоятельно применять их в процессе восприятия, оценки, анализа фильма. А между тем почти на всех этапах развития   советской общеобразовательной школы вплоть до начала 60-х годов кинопедагогика недостаточно полно учитывала как результаты развития поэтики кинематографа, так и специфику его воздействия, исследования в этой области Л.В.Кулешова, Д.Вертова, С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина и др. Исключение составляют только отдельные работы 20-х годов Н.К.Крупской, Н.В.Познанского, Н.А.Лебедева и некоторых других.

   В работе по кинообразованию педагоги, методисты не учитывали особенности восприятия пространственно-временной   формы 
 

 

       

        -16 – 

повествования. Подавляющее большинство методик  базировались только на отдельных специфических  признаках кино - монтаже, ракурсе, планах изображения, цвете, свете и пр. А между тем новые задачи совершенствования идейного, нравственного, эмоционально-интеллектуального, эстетического воздействия фильма на зрителя требовали формирования целостного восприятия звукозрительного образа, развернутого в особых условиях пространственно-временных измерений.

   Не  случайно в процессе рассмотрения проблемы кинообразования закономерно появилась необходимость ввести новое понятие аудиовизуальной грамотности, то есть навыков анализа и синтеза пространственно-временной формы повествования, которые применяются школьником в момент просмотра фильма. Понятие аудиовизуальной грамотности непосредственно связано с вопросами развития восприятия киноповествования, способностей учащихся переживать динамический процесс возникновения и становления кинообраза, визуально-пластической темы в художественной структуре фильма. Только обладая аудиовизуальной грамотностью, школьники по ходу восприятия киноповествования вслед за автором смогут включиться в процесс эстетического, социального, идеологического анализа экранной реальности, осмыслить многослойность идейно-художественной концепции фильма, передать свои впечатления, используя эмоционально-образные обобщения на основе отдельных частей и фильма в целом.

   Для практического решения задач развития киновосприятия были выявлены элементы построения звукозрительного образа в форме киноповествования, ритмически организованного и расчлененного на фазы, фиксирующие этапы становления этого образа во времени и пространстве. В диссертации поэтому специально охарактеризован процесс восприятия звукозрительного образа: возникновение ассоциаций, выявление семантики реальных единиц киноповествования, образного обобщения по мере синтеза этих единиц, осмысление многоплановости увиденного, определение к нему своего отношения.

   Восприятие киноповествования можно определить как постижение звукопластического образа, динамично развернутого в особых условиях кинематографического времени и пространства, а восприятие фильма - как процесс становления кинообраза в сознании зрителя.

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников