Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат
Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.
Теоретические положения и практические результаты исследования неоднократно обсуждались на всесоюзных конференциях, семинарах, симпозиумах: Международная консультативная встреча "Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах" - Москва, 1975; Международная консультативная встреча по вопросам кинообразования в r.Гepe - ГДР, 1976; выездные советы по кинообразованию Союза кинематографистов СССР в городах: Таллин, Алма-Ата, Ереван. Ленинград, Киев –I978-I983 гг.; Всесоюзная конференция "Роль киноискусства в воспитании школьников" - г.Курган,Т978; Всесоюзный симпозиум "Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников" - Тбилиси,1980; У Всесоюзная научно-практическая конференция "Совершенствование экранно-звуковых средств и методика их применения в обучении и воспитании учащихся общеобразовательной школы" - Тольятти, 1982; Всесоюзный научно-практический семинар "Эстетическое воспитание учащейся молодежи - задачи, теория, практика, перспективы" - Кировоград,Т988; Всероссийский научно-практический семинар "Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы" - Москва,1988.
На защиту выносятся следующие основные
положения:
Т. Кинообразование в современной социокультурной ситуации выступает как средство развития аудиовизуального мышления, как своеобразная составляющая в системе эстетического воспитания, как форма педагогического руководства интересами и потребностями в области кино, телевидения, видео, как отрасль педагогической науки о воспитании личности и коллектива средствами экранных искусств.
2.
Содержание кинообразования
- 12 -
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность темы, ее связь с современными задачами модернизации школьного образования, оценивает ранее проведенные исследования, имеющие отношение к избранной теме, ставит нерешенные вопросы, формулирует задачи и общую гипотезу исследования, характеризует методологическую организацию, основные этапы исследования, полученные' результаты, их новизну, теоретическое и практическое значение.
Первая глава "Теоретико-методологические основы кинообразования" рассматривает в различных аспектах кинообразование как новый фактор культурного развития общества в условиях современного социокультурного процесса, как новую составляющую в системе эстетического воспитания школьников и метод формирования' аудиовизуального мышления.
Описание особенностей приобщения школьников к экранным искусствам позволило охарактеризовать структурный состав теории кинообразования как системы знаний о содержании, формах и методах использования экранных искусств в идейно-эстетическом воспитании школьников: идеи, понятия, закономерности, принципы.
Завершается
первая глава развернутой
Вторая
глава "Содержание, формы и методы
приобщения к киноискусству в советской
педагогике 60-80-ых годов» рассма-
- 13 –
тривает качественно новый этап кинообразования, выдвинувший проблему формирования и использования знаний о киноискусстве в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы 60~ых годов /урок литературы - кинофакультатив - киноклуб/, вопросы формирования целостного восприятия кино, принцип изучения поэтики кино в процессе художественно-творческой деятельности учащихся, принцип изучения теории и истории кино в идейно-политическом воспитании школьников, метод развития киновосприятия в практике анализа идейно-художественной структуры фильма, формы и методы использования киноискусства в воспитании учащихся на базе школьных и специализированных детских кинотеатров, особенности формирования аудиовизуальной культуры на стыке художественного творчества и восприятия.
Третья глава "Аудиовизуальная грамотность как условие реализации задач кинообразования" посвящена анализу уровней восприятия фильма старшеклассниками, особенностей мышления школьников при восприятии художественной структуры фильма, особенностей восприятия кинематографического времени и пространства. В главе описываются примерная модель восприятия структуры звукозрительного образа, перцептивные действия в процессе киновосприятия, экспериментальная модель формирования аудиовизуальной грамотности, процесс формирования кинообраза в экранном пространстве и в сознании зрителя.
Анализируются итоги проведенного автором многолетнего эксперимента: первый этап - рассмотрение процесса формирования кинообраза, второй этап - освоение понятия кинообраза, его структуры на основе сопоставления с художественным образом в других искусствах /литературе, музыке, изо/, заключительный этап - формирование аудиовизуальной грамотности.
Четвертая глава "Анализ идейно-художественной концепции фильма как завершающий этап процесса кинообразования" рассматривает особенности анализа фильма старшеклассниками,- описывает экспериментальную методику формирования навыков анализа художественной структуры фильма в системе вступительных слов перед просмотром, вопросов для обсуждения, и сам процесс анализа идейно-эстетической концепции фильма.
Глава
раскрывает возможности анализа, формирующего
элементы коммунистического
- 14 –
интерпретации литературного первоисточника, при осмыслении истории и современности, философских, нравственных вопросов бытия.
Для анализа опыта практического использования экранных искусств в истории советской общеобразовательном школы 20-30-х годов в диссертации предпринята попытка изложить структурный состав теории кинообразования, которое рассматривается как целенаправленный процесс воспитания школьников на материале экранных искусств. Предметом изучения теории кинообразования является система использования кино, телевидения, видео в идейно-эстетическом воспитании, в художественно-творческом развитии школьников.
Теоретическая структура кинообразования, обоснованная в диссертации, опирается на ряд философско-эстетических, психолого-педагогических, искусствоведческих положений об эстетической деятельности и эстетическом познании, о роли искусства в познании и преобразовании мира;' о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка; о формировании у детей эстетического отношения к искусству и действительности с позиций коммунистических идеалов; о гармоничном решении комплекса задач в процессе преподавания искусства: художественно-эстетического, идейно-нравственного воспитания, формирования умений и навыков художественно-творческой деятельности, развитие сущностных сил и творческих способностей школьников. Соответственно этим идеям определяются:
-цель кинообразования - идейно-эстетическое воспитание, формирование эстетического сознания, эмоциональной культуры, мировоззренческих установок школьников средствами экранных искусств;
- 15 -венной структуре фильма.
Задачи кинообразования в школе - дать представления об основных явлениях современного кино, телевидения, помочь ориентироваться в потоке аудиовизуальной информации на кино- и телеэкране, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и культуру, художественный вкус по отношению к экранным искусства, восприятие системы звукозрительных образов, самостоятельность эстетических суждений, оценок, подготовить учащихся к самообразованию в области экранных искусств.
Социокультурная
ситуация массового утверждения
экранных искусств в общественной жизни
создает предпосылки для развития кинопедагогики
как. отрасли науки о закономерностях,
формах и методах воспитания человека
экранными искусствами /сам термин появился
еще в 20-е годы/. Средством такого воспитания
может стать кинообразование как целенаправленный
процесс совершенствования идейного,
нравственного, эмоционально-
Рассмотрение общих и специфических вопросов теории кинообразования позволяет установить принципиальную взаимосвязь экранных искусств - кинопедагогики - кинообразования. С этих позиций был изучен весь практический опыт кинообразования в стране 20-80-х годов. Исследование показало, что успех воспитательного процесса средствами экранных искусств впрямую зависит от. единства накопленных знаний у школьников о данных видах искусства и умений самостоятельно применять их в процессе восприятия, оценки, анализа фильма. А между тем почти на всех этапах развития советской общеобразовательной школы вплоть до начала 60-х годов кинопедагогика недостаточно полно учитывала как результаты развития поэтики кинематографа, так и специфику его воздействия, исследования в этой области Л.В.Кулешова, Д.Вертова, С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина и др. Исключение составляют только отдельные работы 20-х годов Н.К.Крупской, Н.В.Познанского, Н.А.Лебедева и некоторых других.
В
работе по кинообразованию педагоги,
методисты не учитывали особенности
восприятия пространственно-временной
формы
-16
–
повествования.
Подавляющее большинство
Не случайно в процессе рассмотрения проблемы кинообразования закономерно появилась необходимость ввести новое понятие аудиовизуальной грамотности, то есть навыков анализа и синтеза пространственно-временной формы повествования, которые применяются школьником в момент просмотра фильма. Понятие аудиовизуальной грамотности непосредственно связано с вопросами развития восприятия киноповествования, способностей учащихся переживать динамический процесс возникновения и становления кинообраза, визуально-пластической темы в художественной структуре фильма. Только обладая аудиовизуальной грамотностью, школьники по ходу восприятия киноповествования вслед за автором смогут включиться в процесс эстетического, социального, идеологического анализа экранной реальности, осмыслить многослойность идейно-художественной концепции фильма, передать свои впечатления, используя эмоционально-образные обобщения на основе отдельных частей и фильма в целом.
Для практического решения задач развития киновосприятия были выявлены элементы построения звукозрительного образа в форме киноповествования, ритмически организованного и расчлененного на фазы, фиксирующие этапы становления этого образа во времени и пространстве. В диссертации поэтому специально охарактеризован процесс восприятия звукозрительного образа: возникновение ассоциаций, выявление семантики реальных единиц киноповествования, образного обобщения по мере синтеза этих единиц, осмысление многоплановости увиденного, определение к нему своего отношения.
Восприятие киноповествования можно определить как постижение звукопластического образа, динамично развернутого в особых условиях кинематографического времени и пространства, а восприятие фильма - как процесс становления кинообраза в сознании зрителя.