Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   В свете сказанного делается вывод  о том, что методика развития аудиовизуальной грамотности представляет 

               - 17 – 

собой целенаправленное формирование разветвленной  системы сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия киноискусства на материале монтажных листов, фотокадров, короткометражных фильмов, учебных кинофрагментов. Такая методика активно способствует осмыслению социально-философского содержания художественной структуры фильма, прослеживанию динамической смены точек зрения съемочной камеры, эмоционально-смысловому соотнесению единиц киноповествования, овладению при восприятии свернутым процессом "опознания" эмоционально-образного содержания формы киноповествования, а при анализе фильма - процессом "развертывания" звукозрительной формы киноповествования.-

   В ходе исследования охарактеризованы и  экспериментально проверены основные этапы формирования аудиовизуальной грамотности на материале учебного фильма и в практике обсуждения фильмов текущего репертуара:

  • рассмотрение поэлементного построения кинообраза, процесса ■ его становления в экранном пространстве и в сознании зрителя ;
  • освоение ключевых понятий: законы монтажного мышления, - дискретность киноповествования, специфика кинематографического времени и пространства, ритма, художественные возможности тематического развития авторской мысли в пространственно-временной форме повествования;
  • освоение перцептивных действий анализа-синтеза формы киноповествования, кадра как единицы киноповествования, его пространственно-временного измерения; использование учащимися освоенных единиц киноповествования в своей художественно-творческой деятельности;
  • осознание понятия кинообраза, его структуры на основе сопоставления с художественным образом в других видах искусства; рассмотрение составных образа и их значений; синтез составных частей и их содержания; сопоставление утверждаемой точки зрения автора в звукопластической форме со своей.

   В соответствии с таким методическим подходом определены критерии   аудиовизуальной   грамотности   школьника,  эстетически развитого юного зрителя, способного: 1/многоаспектно осмыслить образное воссоздание факта в пластической композиции отдельных кадров, их оцеплений, в художественном строе всего фильма; 2/определить логику развития авторской мысли в пространственно-временных измерениях экрана: в смене планов изображения,

 

   

        - 18 – 

жения, в движении снимаемого объекта, в  особом ритме киноповествования; 3/читать скрытую образность кадра, прием художественного решения темы, многослойность внутреннего содержания фильма; 4/воспринимать развитие художественной мысли в комплексном единстве звукопластической организации экранного пространства: графической, тональной организации кадра, темпоритмической организации киноповествования за счет повтора визуальных образов, кинематографических планов, их временной длительности, эмоционально-смыслового соотнесения отдельных кадров, визуальных тем по законам монтажного мышления и музыкального строя.

   Разработанная методика формирования киновосприятия и результаты проведенных экспериментальных исследований подтвердили предположение о том, что именно аудиовизуальная грамотность создает благоприятные условия для эмоционально-интеллектуального воздействия фильма, для развития у школьников в процессе общения о экранными искусствами образного, ассоциативного мышления, для формирования у них идейно-политических, мировоззренческих установок, эстетического сознания, качеств целостной, гармонично развитой личности.

   Результатом развития восприятия следует считать  усовершенствованное художественное мышление, эстетический вкус, определенный уровень эмоциональной культуры, проявляющиеся в процессе просмотра кинофильма или телепередачи, активизацию таких форм познания, как воображение, образно-пространственное, абстрактно-логическое мышление, необходимых при целостном восприятии произведений экранных искусств, развитие способности школьника к оценке фильма с точки зрения эстетических качеств, совершенства звукопластической формы киноповествования, многопланово раскрывающего идейно-эстетическую концепцию художественного произведения.

   Изучение  особенностей восприятия показало необходимость последовательного педагогического руководства в формировании у школьников навыков анализа идейно-эстетической концепции фильма: системы взглядов кинематографиста на мир, современную социальную действительность, которая раскрывается в художественной структуре произведений экранных искусств. Анализ, эстетическая оценка фильма, соотнесение экранной реальности с объективной действительностью, сопоставление авторской позиции со своей зрительской, завершающие акт восприятия, одновременно являются итогом процесса кинообразования.как активного сотворчества учителя и ученика. 

        - 19 – 

   Разработка  общей методики развития творческой деятельности школьников по осмыслению .результатов киновосприятия позволяет педагогу активизировать самостоятельность мышления, творческую и социальную активность учащихся, широко использовать ранее по 
лученные знания, умения,  навыки из области идеологии, искусствознания, личного художественного опыта, учитывать общие задачи развития школьника,  стимулировать внутреннюю морально-психологическую работу учащихся, знания и умения, полученные в учебно-воспитательном процессе, особенно на уроках литературы, общественных дисциплин и художественно-эстетического цикла.

   Действенность,  эффективность такой методики зависит от следующих условий: от наличия ключевых знаний, полученных в процессе аудиовизуальной грамотности, которые впрямую связаны с процессом восприятия киноповествования и оценки художественной структуры фильма; от умений соотносить единицы киноповествования на эмоционально-смысловом уровне, воспринимать авторскую мысль в динамике звукозрительного образа, синтезировать свои мысли и чувства в образных обобщениях;  от дополнительных знаний, умений и навыков, связанных с процессом анализа идейно-эстетической концепции, художественной структуры фильма и его компонентов - внешний и внутренний планы киноповествования, художественная закономерность построения фильма, монтажный строй.

   В. результате проведенных экспериментальных  исследований выявлена общая система аналитических действий, позволяющих "развернуть" образное обобщение фильма, сложившееся при восприятии авторской концепции, "достроить" непосредственное ощущение целого, критически "проработать" его /С.М.Эйзенштейн/. Перечислим основные компоненты этой системы:

   - творческая деятельность по освоению художественной структуры, раскрывающей развитие авторской мысли;

  - воссоздание  хода образного мышления, запечатленного  в художественном содержании фильма, установление ассоциативных связей частей и целого,

  • исследовательская деятельность школьника, создающего в процессе анализа свою систему взглядов на мир в результате сопоставления своих представлений о действительности с авторскими,
  • рассмотрение результатов образного мышления на уровне понятийного мышления, самостоятельной эвристической деятельности /разрешение группы задач   но осмысленно художественной структуру, идейно-эстетической концепции фильма/.
 

 

            - 20 – 

     Разработанная методика анализа, повторяющего перцептивные действия на уровне понятийного и образного мышления, одновременно решает несколько задач. Она позволяет школьнику сохранить целостность впечатлений от увиденного на экране, прояснить причины эмоциональной реакции на фильм, многосторонне рассмотреть систему взглядов художника   на мир, которая раскрывается в развитии звукопластических тем, развернутых в пространственно-временной экранной реальности. Такой эффект достигается при использовании следующих практических действий:

  • рассмотрение   внутреннего содержания первых кадров, начала развития   основных тем киноповествования;
  • определение конфликта, выявляющего логику развития авторской мысли в основных частях фильма;
  • осмысление авторской концепции, раскрывающейся в звукопластической форме   повествования;

.       - обоснование своего отношения к идейно-эстетической концепции фильма.

   Процесс   активизации   исследовательской и творческой деятельности школьника на всех этапах встречи с фильмом осуществляется через систему   вступительных слов   перед просмотром /их основная цель - установка на эмоционально-образное восприятие фильма, поэтапное освоение знаний о художественной структуре фильма/, через систему   вопросов для обсуждения /их назначение - моделирование условий аналитической деятельности, развитие самостоятельного мышления учащихся, образного и понятийного/, а также в процессе   анализа художественной структуры фильма /назначение этой работы - активизация сопереживания герою и автору в стадии осмысления идейно-эстетической концепции фильма/.

  Предлагаемая  методика помимо основных решает и ряд дополнительных задач: создать благоприятные условия для продуктивного мышления при рассмотрении идейно-художественного содержания фильма, предложить школьнику один из возможных вариантов эстетической оценки художественного строя фильма, расширить восприятие   идейно-эстетической концепции в контексте других произведений - литературы, театра, живописи, музыки; активизировать усвоенные искусствоведческие знания в практике анализа; показать единство рассматриваемой идейно-эстетической проблематики в художественной структуре фильма, почувствовать и. вербально раскрыть эмопионально-образную атмосферу фильма. 

        - 21 -

   Результаты  проведенных экспериментальных  исследований позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика анализа, способствует формированию мировоззрения учащихся, позволяет организовать процесс общения по поводу конкретного фильма, способствует воспитанию у школьников умений отстаивать в полемике    свои убеждения, различные ценностные ориентации на основе коммунистического идеала.

   Для опенки результатов кинообразования, которое завершается ч осмыслением идейно-эстетической концепции фильма, в качестве критерия было введено понятие   аудиовизуальной   культуры   как определенной системы уровней эстетического раз-, вития школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления. Как показало исследование, потребности в эмоционально-интеллектуальном общении с произведениями экранных искусств возникают на основе конкретного запаса знаний и определенного уровня аудиовизуального мышления. В ходе экспериментальных занятий была установлена эффективность в первую очередь тех знаний, которые стимулируют систему деятельностей школьников в области восприятия, анализа, эстетической опенки, художественного творчества. Отбор и использование произведений с этих позиций помогли вычленить основные понятия: аудиовизуальный образ как основное средство отражения действительности, преломленной сознанием художника в экранной реальности, и понятие процесса киновосприятия, основанного на    эмоционально-смысловом соотнесении единил киноповествования. Рассмотрение эволюции кинообраза и его восприятия   позволяло педагогу рассмотреть вопросы истории кино как   истории развития зрительской культуры: от восприятия элементарных единиц киноповествования /события, запечатленного кинокамерой/ к кадру, его внутренней композией - от линейного киноповествования к ассоциативному /20-е годы/ и полифоническому с приходом звука и последующим развитием поэтики кино.

  Уровень аудиовизуального мышления, по результатам  исследования, определяется глубиной понимания и интерпретации формы различных типов киноповествования, содержащей мировоззренческие ориентации автора. Степень глубины зависит от развитых способностей учащихся -воспринимать киноповествование, концепцию произведения экранного искусства на основе ассимиляции среды, сопереживания герою и автору» а результат интерпретации непосредственно связан с умением осмыслить эмоциональную реакцию, эстетически оценить

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников