Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат
Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.
Методология исследования основана на определении основных понятий, связанных с содержанием кинообразования, принципов функционирования художественно-игрового кинематографа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и отражении этих принципов в теории кинообразования для отработки новой модели кинообразования.
- 6 -
Методологической базой исследования были документы, постановления о школе, кинематографе. Методологической основой исследования явилась структура общей теории эстетического вое витания, основы которой заложены в трудах С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.И.Бурова, Д.Б.Кабалевского, в исследованиях современных ученых А.Я.Зися, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Б.М.Неменского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др.
Понятие кинообразования, обосновываемое в диссертации, близко определению эстетического воспитания как процесса целенаправленного становления в ребенке "сущностных сил"/К.Маркс/, активизирующих эмоционально-интеллектуальный процесс художественного восприятия, творческого воображения, формирование духовных потребностей, как "системы действий, формирующих систему чувств, вкусов, идеалов, творческих способностей личности"/В.А.Разумный/.
Но выдвигаемое определение кинообразования как составной части эстетического воспитания представляется качественно своеобразным в связи с тем, что речь идет о. части, которая моделирует целое, но не совпадает с ним. Кинообразование как система эстетического воспитания и художественного развития школьников осуществляется в процессе совершенствования восприятия и опенки и д е й н о-
н равственной концепции, раскрывающейся в звукозрительной форме киноповествования, в художественной структуре экранных искусств. Реализация этой системы создает благоприятные возможности для формирования мировоззрения, художественно-творческих способностей, эстетического сознания школьников, их общей культуры. Предлагаемая система позволяет развить:
_ 7 –
художественная образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности;
- художественно-творческие способности школьника /воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации/ на основе освоения комплекса знании, умений, навыков з практике анализа и эстетической опенки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино, телевидения, суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения.
Исходныеположе н и я организации исследования.
Изучение
многообразных моделей
Внимание
к задачам эффективной
- 8 –
дожественного
содержания, раскрывающегося в
Все четыре вида деятельности создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры, которая рассматривается в данном контексте как "определенная система уровней эстетического развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.
Уровень
потребностей в эмоционально-
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта в области кинообразования, анкетирование, письменные опросы в процессе изучения уровней восприятия фильма, особенностей аудиовизуального мышления, выявление перцептивных действий в процессе киновосприятия, разработка модели формирования аудиовизуальной грамотности, навыков анализа идейно-художественной концепции фильма, педагогический эксперимент, анализ творческих работ школьников: раскадровок, монтажных записей, сочинений, рецензий.
С учётом изложенных исходных положений была выдвинута следующая гипотеза:
кинообразование
как целенаправленный, педагогически
организуемый процесс совершенствования
идейно-нравственного, эстетического
воздействия фильма на зрителя может стать,
эффективным сре-
- 9 –
дством эстетического воспитания и художественного развития школьников в системе деятельностей по усвоению знаний о пространственно-временной природе экранных искусств, развитию аудиовизуального восприятия, основанного на эмоционально-смысловом соотнесении единиц киноповествования, формированию умений анализировать идейно-нравственную концепцию, раскрывающуюся в художественной структуре произведений экранных искусств.
Научная новизна исследования.
- дано теоретико-методологическое обоснование кинообразования как многоаспектного понятия, выявляющего полифункциональные возможности экранных искусств в духовном развитии общества;
и учащихся, критерии эстетического развития школьников средствами экранных искусств.
2. Выработана методика формирования аудиовизуальной культуры: потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с экранными произведениями, знаний, стимулирующих восприятие, эстетическую оценку идейно-художественной структуры фильма, аудиовизуального мышления - понимания и интерпретации формы киноповествования, авторской концепции мира и современной социальной действительности;
3. Раскрыты
дидактические возможности кинообразования
в
преподавании школьного курса литературы,
в воспитании грамот-
- то -
ного читателя: углубление понятий из области теории литературы, совершенствование восприятия и навыков анализа идейно-художественной концепции литературного произведения, активизация образною мышления, литературно-художественных знании школьников.
Практическая значимост ь исследования. Для реализации системы кинообразования как средства эстетического воспитания и художественного развития школьников подготовлены: программы приобщения к экранным искусствам учащихся различных возрастных групп /гипотетически определена необходимая сумма знаний о кино, перечень умений и навыков в области восприятия и эстетической опенки фильма/; методические рекомендации по анализу фильма, его идейно-художественного содержания; разработаны конкретные методические приемы, в игровой форме развивающие восприятие пространственно-временной формы повествования: составление коллажей на тему просмотренных фильмов, подготовка монтажных записей, использование монтажных листов для развития перцептивных навыков, озвучивание фильмокопий и пр.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации практически реализованы в различных видах кинообразования: в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /эксперимент в 30 школах Москвы/, в художественно-творческой деятельности школьников и учащихся ПТУ, создающих любительские фильмы /преподаватель Ю.И.Божков, г.Березники Пермской области/, в использовании кино на материале анализа зарубежных фильмов /преподаватель А.В.Федоров, г.Таганрог/, в системе подготовки студентов педагогических вузов /преподаватель СМ.Одинцова, г.Курган, преподаватели З.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, г.Москва, МГПИ/, в системе подготовки преподавателей факультативного курса "Основы киноискусства" при институте усовершенствования учителей /г.Москва, ,Алма-Ата, Таллин - преподаватель Ю.Н.Усов/, в университете "Кино и школа"/ректор - И.В.Вайсфельд/ при Союзе кинематографистов СССР.
Разработанные
принципы аудиовизуальной культуры
практически реализованы в следующих
рекомендациях и программах: Рекомендации
по использованию киноискусства в учебно-воспитатель-.
ном процессе- Главное управление школ
Минпроса СССР /09.03.83 № 075-91/14/; Примерные
учебно-тематический план и программа
- 11 -
спецсеминара по теме:"Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях"/для классных руководителей/. - М.:Мин-прос СССР,Т986; Методические рекомендации министерства просвещения ЭССР "Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-Т0 классов", Таллин, 1980; Методические разработки для учителя "Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников У111-Х классов", - Таллин, 1987.