Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

   Методология   исследования основана на определении основных понятий, связанных с содержанием кинообразования, принципов функционирования художественно-игрового кинематографа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и отражении этих принципов в теории кинообразования для отработки новой модели кинообразования.

 

   

        - 6 -

   Методологической  базой исследования были документы, постановления о школе, кинематографе. Методологической основой исследования явилась структура общей теории эстетического вое витания,  основы которой заложены в трудах С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.И.Бурова, Д.Б.Кабалевского, в исследованиях современных ученых А.Я.Зися, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Б.М.Неменского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др.

   Понятие кинообразования, обосновываемое в  диссертации, близко определению эстетического воспитания как процесса целенаправленного становления в ребенке "сущностных сил"/К.Маркс/, активизирующих эмоционально-интеллектуальный процесс художественного восприятия, творческого воображения, формирование духовных потребностей, как "системы действий, формирующих систему чувств, вкусов, идеалов, творческих способностей личности"/В.А.Разумный/.

   Но  выдвигаемое определение кинообразования как составной части    эстетического воспитания представляется качественно своеобразным в связи с тем, что речь идет о. части, которая моделирует целое, но не совпадает с ним. Кинообразование как   система   эстетического воспитания и художественного развития школьников   осуществляется   в   процессе   совершенствования   восприятия   и   опенки   и д е й н о-

н равственной   концепции, раскрывающейся в   звукозрительной   форме киноповествования, в   художественной   структуре   экранных   искусств. Реализация этой системы создает благоприятные возможности для формирования мировоззрения, художественно-творческих способностей, эстетического сознания школьников, их общей культуры. Предлагаемая система позволяет развить:

  • эстетические чувства в результате познавательной и творческой деятельности, совершенствующей   аудиовизуальное мышление, перцептивные навыки освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания, осмысления социальной действительности;
  • эстетический вкус, который вбирает такие компоненты, как
 

                 _ 7 –

художественная  образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная  грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности;

   - художественно-творческие способности школьника /воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации/ на основе освоения комплекса знании, умений,  навыков з практике анализа и эстетической опенки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино,  телевидения,  суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения.

    Исходныеположе н и я   организации исследования.

   Изучение   многообразных моделей использования  экранных искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения позволило существенно конкретизировать   понятие    кинообразования, соотнеся   определение предмета и целей кинообразования с задачами современной педагогики .и практическими целями всего учебно-воспитательного процесса, призванного: формировать личность школьника, его социальную и психологическую зрелость: осознание своего места в обществе, самоосознание, сформированность мировоззрения, позитивное отношение к нормам морали, социальным ценностям, ориентация на духовно-содержательное, творческое развитие, на систему непрерывного художественно-эстетического образования, единство эмоционально-интеллектуальных начал, создание ситуаций, благоприятных для личностного самовыражения и самоутверждения, использование методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, способных самостоятельно интегрировать разнообразную информацию в процессе обучения/А. А. Бодалев, В.В.Давыдов, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко,B.C.Ильин и др./.

   Внимание  к задачам эффективной организации  мировоззренческого, идейно-эстетического воздействия фильма на зрителя и определило   концепцию   кинообразования в данном исследовании как целенаправленный   процесс идейно-эстетического развития школьника в   системе деятельностей на материале экранных искусств, для реализации концепции было выделено   четыре   вида   деятельнос т и: 1/усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни; 2/восприятие идейно-ху-

 

   

               - 8 –

дожественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной  форме повествования; 3/интерпретация результатов восприятия, эстетичная опенка произведения экранного искусства; 4/художественно-творческая деятельность в области экранных искусств — любительская кино- и телесъемка.

   Все четыре вида деятельности создают благоприятные  условия для формирования аудиовизуальной  культуры, которая рассматривается в данном контексте как "определенная система уровней эстетического развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.

   Уровень потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с произведениями экранных искусств непосредственно зависит от двух последующих: уровня образованности /знания, раскрывающие особенности воздействия киноповествования, стимулирующие восприятие, интерпретацию, эстетическую опенку произведений экранных искусств/ и уровня аудиовизуального мышления /понимания и интерпретации звукозрительной, пространственно-временной формы повествования как речевой продукции, формирования представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе анализа произведений экранных искусств/. Степень образованности и глубина аудиовизуального мышления определяют развитие потребностей зрителя в общении с произведениями экранных искусств различного художественного уровня, линейной или более сложной -ассоциативной, полифонической формы повествования.

   В ходе исследования использовались следующие  методы: анализ теоретической и методической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта в области кинообразования, анкетирование, письменные опросы в процессе изучения уровней восприятия фильма, особенностей аудиовизуального мышления, выявление перцептивных действий в процессе киновосприятия, разработка модели формирования аудиовизуальной грамотности, навыков анализа идейно-художественной концепции фильма, педагогический эксперимент, анализ творческих работ школьников: раскадровок, монтажных записей, сочинений, рецензий.

   С учётом изложенных исходных положений  была выдвинута следующая гипотеза:

   кинообразование как целенаправленный, педагогически  организуемый процесс совершенствования идейно-нравственного, эстетического воздействия фильма на зрителя может стать, эффективным сре- 

                - 9 –

дством  эстетического воспитания и художественного  развития школьников в системе деятельностей по усвоению знаний о пространственно-временной природе экранных искусств, развитию аудиовизуального восприятия, основанного на эмоционально-смысловом соотнесении единиц киноповествования, формированию умений анализировать идейно-нравственную концепцию, раскрывающуюся в художественной структуре произведений экранных искусств.

    Научная   новизна   исследования.

   - дано теоретико-методологическое обоснование кинообразования как многоаспектного понятия, выявляющего полифункциональные возможности экранных искусств в духовном развитии общества;

  • на историческом материале выявлены потенции кинообразования как средства духовного воспитания личности в процессе развития киновосприятия, как отрасли педагогической науки о закономерностях, формах и методах эстетического воспитания средствами экранных искусств, как метода формирования аудиовизуального мышления;
  • охарактеризован структурный состав теории кинообразования: идей, понятия, закономерности, общий и специфический путь использования экранных искусств в воспитании и развитии школьников, объем и содержание, формы и методы деятельности учителя

и учащихся, критерии эстетического развития школьников средствами экранных искусств.

   2. Выработана методика формирования аудиовизуальной культуры: потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с экранными произведениями, знаний, стимулирующих восприятие, эстетическую оценку идейно-художественной структуры фильма, аудиовизуального мышления - понимания и интерпретации формы киноповествования, авторской концепции мира и современной социальной действительности;

  • охарактеризованы перцептивные действия в формировании навыков восприятия пространственно-временного повествования;
  • раскрыты возможности анализа идейно-эстетической концепции фильма в формировании мировоззрения учащихся: осмысление времени, социальной действительности, истории и современности, философских, нравственных вопросов бытия, авторского мировосприятия.

   3. Раскрыты дидактические возможности кинообразования в 
преподавании школьного курса литературы, в воспитании грамот-

 

   

        - то -

ного  читателя: углубление понятий из области теории литературы, совершенствование восприятия и навыков анализа идейно-художественной концепции литературного   произведения, активизация образною мышления, литературно-художественных знании школьников.

   Практическая   значимост ь   исследования. Для реализации системы   кинообразования как средства эстетического воспитания и художественного развития школьников подготовлены: программы приобщения к экранным искусствам учащихся различных возрастных групп /гипотетически определена необходимая сумма знаний о кино, перечень умений и навыков в области восприятия и эстетической опенки фильма/;    методические рекомендации по анализу фильма, его идейно-художественного содержания; разработаны конкретные методические приемы, в игровой форме развивающие восприятие пространственно-временной формы повествования: составление коллажей на тему просмотренных фильмов, подготовка монтажных записей, использование монтажных листов для развития перцептивных навыков, озвучивание фильмокопий и пр.

   Апробация   и   внедрение   результатов исследования. Положения диссертации практически реализованы в различных видах кинообразования: в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /эксперимент в 30 школах Москвы/, в художественно-творческой деятельности школьников и учащихся ПТУ, создающих любительские фильмы /преподаватель Ю.И.Божков, г.Березники Пермской области/, в использовании кино на материале анализа зарубежных фильмов /преподаватель А.В.Федоров, г.Таганрог/, в системе подготовки студентов педагогических вузов /преподаватель СМ.Одинцова, г.Курган, преподаватели З.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, г.Москва, МГПИ/, в системе подготовки преподавателей факультативного курса "Основы киноискусства" при   институте усовершенствования учителей /г.Москва, ,Алма-Ата, Таллин - преподаватель Ю.Н.Усов/, в университете "Кино и школа"/ректор - И.В.Вайсфельд/ при Союзе кинематографистов СССР.

   Разработанные принципы аудиовизуальной культуры практически реализованы в следующих рекомендациях и программах: Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитатель-. ном процессе- Главное управление школ Минпроса СССР /09.03.83 № 075-91/14/;   Примерные учебно-тематический план и программа 

        - 11 -

спецсеминара по теме:"Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях"/для классных руководителей/. - М.:Мин-прос СССР,Т986; Методические рекомендации министерства просвещения ЭССР "Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-Т0 классов", Таллин, 1980; Методические разработки для учителя "Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников У111-Х классов", - Таллин, 1987.

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников