Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат
Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.
- 28 -
- методика анализа фильма по принципу выявления авторской позиции, идейно-нравственного содержания в художественном строе фильма /средний и старший школьный возраст/.
5. Определены межпредметные связи кино и дисциплин художественно-эстетического цикла:
1-3 классы - синтезирование знаний, умений, навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения в процесса опенки, анализа фильма;
4-7, 8-10 классы - углубленное изучение программных произведений литературы при анализе экранизаций; совершенствование методики анализа литературного произведения /принцип рассмотрения авторской позиции в художественном строе фильма/; изучение отдельных понятий из теории литературы при параллельном знакомстве с аналогичными понятиями теории кино.
6. Определены
конкретные условия реализации потенциальных
•. возможностей кино как комплексного
средства коммунистического
воспитания при школьном или общезкранном кинотеатре, а именно:
~ четкая организация регулярных просмотров по разработанной методике для конкретной возрастной группы /не реже одного раза в месяц/;
- участие в этих просмотрах всего педагогического коллектива;
7. В
ходе опытно-экспериментальной работы
были уточнены от
дельные положения в соответствии с задачами
модернизации школы.
Так, например, для координации педагогических
усилии были определены общие методические
принципы комплексного использования
кино и.телевидения в идейно-политическом,
трудовом, нравствен
ном, эстетическом воспитании в системе
просмотров при школьном
кинотеатре и обсуждений на классных часах
по отдельным проблемам патриотического,
интернационального, идейно-нравственного
направления.
- 29 -
Приобщение к киноискусству в процессе анализа идейно-художественной структуры фильма позволяет педагогу рассмотреть со старшеклассниками такие актуальные темы, как "Наш мир един" /на материале советских и зарубежных фильмов/,"Проблема духовного выбора в искусстве кино", "Личность и общество" /по фильмам советских и зарубежных авторов/, "Проблема чувства ответственности каждого перед обществом, коллективом, семьей, перед самим собой в киноискусстве последних лет" и пр.
Опытно-экспериментальные исследования показали, что реализация системы кинообразования создает благоприятные условия, при которых экранные искусства могут стать действенным средством формирования общественной активности и высоких нравственных качеств, выработка которых является задачей нашей школы и нашей общественности. Развитое эстетическое сознание в системе деятельностей /восприятие, оценка, анализ/ позволяет учащимся старшего школьного возраста осмыслить в художественной структуре фильма идейно-эстетическую концепцию, раскрывающую вопросы общественного бытия, место человека в исторически конкретной, системе общественных отношений, взаимосвязей человека с миром, с другими людьми, общественной жизнью, с творческим трудом, с духовными ценностями социалистического общества. Сформированные в процессе кинообразования навыки самостоятельной эстетической опенки организуют процесс общения школьников по поводу конкретных произведений экранных искусств, воспитывают у' них умения отстаивать в полемике свои убеждения, ценностные ориентации, подлинный гуманизм.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Пособия, методические рекомендации.
1.Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин: Минпрос ЭССР, Республиканский институт усовершенствования учителей ЭССР, 1980. - 125 с.
- 30 -
4. Киноискусство
в идейно-эстетическом воспитании учеников
VIII-Х классов. Методические разработки
для учителя. - Таллин;
Минпрос ЭССР, Республиканский институт усовершенствования учителей ЭССР, 1987. 188 с.
8..
Основы эстетического
Сборники.
9.
Формирование эстетической
1О. Международная консультативная встреча "Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах". Информационный бюллетень Комиссии по международным связям № 75. М.: Союз кинематографистов СССР. 1975. - С.66-71.
11. Киноискусство и уроки литературы.//Искусство и школа. Сост. - А.К.Василевский. М.:Прсювещение, 1981 /совм. с В.М.Рудалевым/, лично – 104-111.
12. Школа, киновоспитание, кинообразование//Кино - детям. 1981. № 3 /338/. М.: "Союзинформкино. С.35-47.
13..
0 современных моделях кинообразования
и киновоспитания. //Юный зритель. Проблемы
социологии кино. М.: ВНИИ киноискусства
Госкино СССР, 1981. С.90-108 .
- эт -
16. Природа в киноискусстве как средство эстетического и экологического воспитания школьников.//Экологическое и эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Л.П.Печко. М.: Педагогика, 1984. С. 99-108.
17. Идейно-эстетическое воспитание школьников в киноклубе дворца пионеров//Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях. Пособие для учителя/Сост. Л.А.Сахарова, А.И.Шахова. М.: Просвещение, 1986. С. 109-119.
Статьи.
18. Учим понимать язык киноискусства//Народное образование.
1969. № 7. С. 71-75.
1982. 22 янв. 5 с.
21. Кино и идейно-эстетическое воспитание школьников//Сов. педагогика. 1982 .№ 7. С.42-46.
22.Уроки жизни//Сов. Литва. 1982. 3 сент. 8 с.
23. Встреча с фильмом//Вечерняя Москва. - 1983.- 11 мая - 5 с.
28. Школьная реформа и кино//Киномеханик - I984. № 9. С.7-9.
25.Как смотреть фильм//Сов. Экран. 1984. № 9. С. 7-9.
26. Возможности киноискусства. Школьная реформа: мнения, предложе ния//Вечерняя Москва. 1984. ,22 февр. 5 с.
27. Цель или средство?//Искусство кино.1986. № 7. С.99-103.
Программы.
28. Основы
киноискусства /IХ-Х классы/. Программа
факультативного курса /разделы 1-4.//Программы
факультативных курсов
средней школы. - М.: Просвещение,1974. - С.92-103.
29. Примерные учебно-тематический план и программа спецсеминара по теме:"Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях". М.: Министерство просвещения СССР, Управление
- 32 -
кадров, 1986 /совм. с И.В.Ваисфельдом/, лично - 4 с.
30. Кинообразование и киновоспитание школьников //Программы и учебные планы художественных отделении факультета общественных профессий МГПИ. М. Минпрос РСФСР, Т986 /совм. с З.С.Смелковой, Е.С.Левиным/, лично - 6 с.
31.
Программа факультативного курса "Основы
киноискусства" /9-тт классы/. - М.: НИИ
общих проблем воспитания,1986. 36 с.
Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1989. 32 с.