Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:53, автореферат

Описание

Актуальность исследования. В практике современной общеобразовательной школы перечисленные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостаточно: на эстетическое воспитание и художественное развитие учащихся младшего и среднего возраста ориентированы только уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же общаются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телевидением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагоприятна для развития общего культурного уровня, читательских вкусов, интересов к художественной литературе.

Работа состоит из  1 файл

238_КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)
  • содержание и варианты вступительных слов, цель которых сводится к формированию установки на восприятие фильма как произведения искусства, эмоциональная подготовка к встрече с фильмом, закрепление знаний о киноискусстве, полученных на предшествующих просмотрах и обсуждениях, сообщение новых знаний;
  • игровые формы приобщения к киноискусству, развития художественно-творческих способностей /младший школьный возраст/;
  •  

        - 28 -

   - методика анализа фильма по принципу выявления авторской позиции, идейно-нравственного содержания в художественном строе фильма /средний и старший школьный возраст/.

   5. Определены межпредметные связи кино и дисциплин художественно-эстетического цикла:

   1-3 классы - синтезирование знаний, умений, навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения в процесса опенки, анализа фильма;

  4-7, 8-10 классы - углубленное изучение программных произведений литературы при анализе экранизаций; совершенствование методики анализа литературного произведения /принцип рассмотрения авторской позиции в художественном строе фильма/; изучение отдельных понятий из теории литературы при параллельном знакомстве с аналогичными понятиями теории кино.

   6. Определены конкретные условия реализации потенциальных 
•. возможностей кино как комплексного средства коммунистического

воспитания  при школьном или общезкранном кинотеатре, а именно:

   ~ четкая организация регулярных  просмотров по разработанной  методике для конкретной возрастной группы /не реже одного раза в месяц/;

   - участие в этих просмотрах всего педагогического коллектива;

  • проведение обсуждений просмотренных фильмов на классных часах по принципу выявления идейно-нравственного содержания в художественном строе фильма;
  • дополнительно к этому: обсуждение фильмов, актуальных с воспитательной точки зрения, на отдельных пионерских сборах, общешкольных комсомольских собраниях, организация специальных просмотров .для старшеклассников, их родителей, учителей, важных в решении задач коммунистического воспитания,

   7. В ходе опытно-экспериментальной работы были уточнены от 
дельные положения в соответствии с задачами модернизации школы. 
Так, например, для координации педагогических усилии были определены общие методические принципы комплексного использования 
кино и.телевидения в идейно-политическом, трудовом, нравствен 
ном, эстетическом воспитании в системе просмотров при школьном 
кинотеатре и обсуждений на классных часах по отдельным проблемам патриотического, интернационального, идейно-нравственного 
направления.   

        - 29 -

   Приобщение  к киноискусству в процессе анализа идейно-художественной структуры фильма позволяет педагогу рассмотреть со старшеклассниками такие актуальные темы, как "Наш мир един" /на материале советских и зарубежных фильмов/,"Проблема духовного выбора в искусстве кино", "Личность и общество" /по фильмам советских и зарубежных авторов/, "Проблема чувства ответственности каждого перед обществом, коллективом, семьей, перед самим собой в киноискусстве последних лет" и пр.

   Опытно-экспериментальные  исследования показали, что реализация системы кинообразования создает благоприятные условия, при которых экранные искусства могут стать действенным средством формирования общественной активности и высоких нравственных качеств, выработка которых является задачей нашей школы и нашей общественности. Развитое эстетическое сознание в системе деятельностей /восприятие, оценка, анализ/ позволяет учащимся старшего школьного возраста осмыслить в художественной структуре фильма идейно-эстетическую концепцию, раскрывающую вопросы общественного бытия, место человека в исторически конкретной, системе общественных отношений, взаимосвязей человека с миром, с другими людьми, общественной жизнью, с творческим трудом, с духовными ценностями социалистического общества. Сформированные в процессе кинообразования навыки самостоятельной эстетической опенки организуют процесс общения школьников по поводу конкретных произведений экранных искусств, воспитывают у' них умения отстаивать в полемике свои убеждения, ценностные ориентации, подлинный гуманизм.

   Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

    Пособия, методические рекомендации.

   1.Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин: Минпрос ЭССР, Республиканский институт усовершенствования учителей ЭССР, 1980. - 125 с.

  1. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе /Методические рекомендации в помощь лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей/. М.: Министерство просвещения СССР,  1983 /совм. с В.М.Рудалевым/, лично - с.17-43.
  1. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. - М.: Минпрос СССР, 1983. 9 с.

 

          - 30 -

   4. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников 
VIII-Х классов. Методические разработки для учителя. - Таллин;

   Минпрос ЭССР, Республиканский институт усовершенствования учителей ЭССР, 1987. 188 с.

                                  Коллективные монографии.

  1. Искусство кино в   эстетическом воспитании школьников. //Искусство в эстетическом   воспитании детей различных возрастных групп. Под ред. Н.А.Кушаева и В.П.Сомова. М.:НИИ общей педагогики АПН СССР. 1987.   С.53-63.
  2. Проблемы киновоспитания и кинообразования в средней школе.//Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.:Педагогика, 1981 /совм. с В.М.Рудалевым/, лично - C. 158-162.165-166.
  3. 0 системе приобщения к киноискусству учащихся общеобразовательной школы.//Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова.  М.:Педагогика, 1983 /совм.о В.М.Рудалевым/, лично - с.149-151, 158-169.

   8.. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя. Под ред.  Н.А.Кушаева.  М.:Просвещение, 1986. С.54-55, 69-73, 92-98, 102-106, I70-T77.

    Сборники.

   9. Формирование эстетической оценки  кинофильмов у старшеклассников.//Основы киноискусства школьникам. Под ред. А.С.Стро-евой, .В.Н.Максимова. Книга для учителя. М.:Педагогика, 1974. С.8-42.

   1О. Международная консультативная встреча "Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах". Информационный бюллетень Комиссии по международным связям № 75. М.: Союз кинематографистов СССР. 1975. - С.66-71.

   11. Киноискусство и уроки литературы.//Искусство и школа. Сост. - А.К.Василевский. М.:Прсювещение, 1981 /совм. с В.М.Рудалевым/, лично – 104-111.

   12. Школа, киновоспитание, кинообразование//Кино - детям. 1981. № 3 /338/.  М.: "Союзинформкино. С.35-47.

   13.. 0 современных моделях кинообразования и киновоспитания. //Юный зритель. Проблемы социологии кино.  М.: ВНИИ киноискусства Госкино СССР, 1981. С.90-108 . 

        - эт -

  1. Тушинский эксперимент. Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся VIII-Х классов.//Кино -детям. М.: Союзинформкино, 1982.  С.34-44.
  2. Развивать зрительскую культуру.//Когда подросткам интересно.  М.: Сов. Россия, 1983.  0,5 п.л.

   16. Природа в киноискусстве как средство эстетического и      экологического воспитания школьников.//Экологическое и эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Л.П.Печко.  М.: Педагогика, 1984. С. 99-108.

   17. Идейно-эстетическое воспитание школьников в киноклубе дворца пионеров//Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях. Пособие для учителя/Сост. Л.А.Сахарова, А.И.Шахова.  М.: Просвещение, 1986.  С. 109-119.

    Статьи.

    18. Учим понимать язык киноискусства//Народное образование.

1969.  № 7.  С. 71-75.

  1. Воспитание искусством //Телевидение и радиовещание. 1976.  № 9. С. 15-17.
  2. Воспитание воспитателей. Кино и школа //Вечерняя Москва.

1982.  22 янв. 5 с.

   21. Кино и идейно-эстетическое воспитание школьников//Сов. педагогика. 1982 .№ 7. С.42-46.

    22.Уроки  жизни//Сов. Литва. 1982.  3 сент.  8 с.

    23. Встреча  с фильмом//Вечерняя Москва. - 1983.- 11 мая - 5 с.

    28. Школьная  реформа и кино//Киномеханик - I984. № 9. С.7-9.

    25.Как  смотреть фильм//Сов. Экран.  1984. № 9. С. 7-9.

   26. Возможности киноискусства. Школьная реформа: мнения, предложе ния//Вечерняя Москва. 1984. ,22 февр.  5 с.

   27. Цель или средство?//Искусство кино.1986. 7. С.99-103.

    Программы.

   28. Основы киноискусства /IХ-Х классы/. Программа факультативного курса /разделы 1-4.//Программы факультативных курсов 
средней школы. - М.: Просвещение,1974. - С.92-103.

   29. Примерные учебно-тематический план и программа спецсеминара по теме:"Киноискусство и воспитание школьников в современных условиях". М.: Министерство просвещения СССР, Управление

 

   

        - 32 -

кадров, 1986 /совм. с И.В.Ваисфельдом/, лично - 4 с.

   30. Кинообразование и киновоспитание школьников //Программы и учебные планы художественных отделении факультета общественных профессий МГПИ. М. Минпрос РСФСР, Т986 /совм. с З.С.Смелковой, Е.С.Левиным/, лично - 6 с.

   31. Программа факультативного курса "Основы киноискусства" /9-тт классы/. - М.: НИИ общих проблем воспитания,1986. 36 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Усов  Ю.Н.  Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1989.  32 с.

Информация о работе Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников