Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

Содержание

Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 84.26 Кб (Скачать документ)

Дипломная работа: Лепка  из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Министерство образования и  науки Красноярского края

КГОУ СФО «Красноярский педагогический колледж № 2»

Отделение переподготовки и повышения  квалификации

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

Выпускная аттестационная работа

Крупко Алла Викторовна

г. Красноярск

2010

 

Содержание

Введение

Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов

1.1 Теоретические исследования  детского творчества в работах  психологов и педагогов

1.2 Критерии оценки и условия  развития изобразительного творчества  дошкольников

1.3 Условия для развития творчества

1.4 Характеристика творчества детей  5-6 лет

Глава 2 Лепка из соленого теста  как вид изобразительной деятельности

2.1      Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников

2.2      Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста

2.3      Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста

2.4      Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет

2.5      Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста

Глава 3 Практическая часть

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Литература

Приложения

 

Введение

В современном мире высоко ценятся  изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание  раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное  искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для  себя волшебную силу искусства и  стремится выразить их в собственном  «творческом продукте» через  рисование, лепку, музицирование. При  этом он раскрывает себя, постигает  собственные возможности.

Каждый вид изобразительной  деятельности позволяет развивать  в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ  социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как  любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется  образ. Лепка, как деятельность в  большей мере, чем рисование или  аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно  сопоставляют части предметов между  собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно  точнее передать форму, ребенок активно  работает пальцами, причем чаше всего  десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая  черта лепки — ее тесная связь  с игрой. Объемность выполненной  фигурки стимулирует детей к  игровым действиям с ней. В  детском саду чаще всего для лепки  используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в  магазине. А на праздники сами печем  пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого  материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое  тесто – чудесный материал для  работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для  занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки  и целые композиции.

Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость  и свет в душе. Лепить из теста  — доступное занятие и для  взрослых, и для детей. Это увлечение  приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется  радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий  дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме  общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о  том, что лепка из соленого теста  способствует развитию творчества дошкольников.

1.         Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2.         Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3.         Синхронизирует работу обеих рук;

4.         Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5.         Развивает творчество ребенка.

Степень изученности  проблемы.

На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ  педагогов и психологов.

В современном мире, где рядом  с надеждами живёт тревога  о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих  поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова  показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более  широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое  в равной мере базируется на его  биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического  воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все  эти уровни развития человека как  представителя рода.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты  и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли  Херберт Рид, - что никогда до сих  пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как  теперь, и как оно будет важно  для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Эстетическая деятельность – это  духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой  является построение индивидуальной картины  мира через создание выразительных  художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».

Известно, что эстетическое отношение  к действительности, рассмотренное  с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его  всестороннем развитии (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Бычков, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, В.К. Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.).

Во многих философских, психологических  и социологических исследованиях  рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий  и воспитывающий потенциал с  широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.).

Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.

Педагогический аспект художественно-творческого  развития дошкольников излагается в  трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей  желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления  в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение  к этому миру.

На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного  обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как  основной «институт» на пороге школы  может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.

Это подтверждается тем, что работа по лепке из соленого теста в современных  условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и  практикуется в виде совместной или  самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и  развитию у детей основных ЗУН  по лепке из соленого теста, ее роль в творчестве дошкольников недостаточно изучена. Мы можем наблюдать, что  в последнее время разнообразие материалов используемых на занятиях лепкой в программных документах появилось сравнительно не давно. Но приобретаемый опыт прочно входит в  деятельность педагогов. Благодаря  интернету можно отметить, что  работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является лепка из соленого теста как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте

Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.         На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

2.         Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.

3.         Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

4.         Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.

5.         Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.

6.         Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.

7.         Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

Методы исследования использовались следующие:

1.         Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2.         Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;

3.         Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Практическая значимость работы заключается  в том, что практические методы и  приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.

 

Глава 1. Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов

1.1 Теоретические исследования  детского творчества в работах  психологов и педагогов

Понятие «творчество» определяется как  деятельность, в результате которой  ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для  его воплощения.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные  сроки от полутора до пяти лет. Также  существует гипотеза, что развивать  творчество необходимо с самого раннего  возраста. Эта гипотеза находит подтверждение  в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка  особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и  анатомических связей между ними зависит как от многообразия и  интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько  стимулируется средой образование  новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый  благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются  стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее  условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим  из возможных ускорений. Развитие может  достичь наибольшей высоты, и ребенок  может стать способным, талантливым  и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности  не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности  начинают утрачиваться, деградировать  и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение  многих лет занимающийся проблемой  развития творчества детей назвал это  явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творчества. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для  формирования творчества и началом  целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению  их развития, замедляет его темпы  и ведет к снижению конечного  уровня развития творчества. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены  возможности эффективного развития творчества. И малое количество в  обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что  в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества.

Информация о работе Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет