Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения
С психологической точки зрения
дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творчества потому,
что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир.
И родители, поощряя любознательность,
сообщая детям знания, вовлекая их
в различные виды деятельности, способствуют
расширению детского опыта. А накопление
опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Классики дошкольной педагогики (А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.) в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.
Чтобы понять своеобразие и выделить
особенности детской
- появление замысла,
- «вынашивание замысла», то есть
дальнейшая разработка
- «исполнение, реализация
- окончательная оценка
Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях.
Исследователи детского творчества (Л.С.
Выготский, Г.В. Лубанская, Н.А. Ветлугина
и др.) подчёркивали его реалистическую
основу. Процесс общения дошкольника
с миром отражается и в изобразительной
деятельности. Этап появления замысла
характерен для деятельности дошкольника,
но развивается замысел в процессе
исполнительской части
Л.С. Выготский обращал внимание
на сходство любого вида детской деятельности
с игрой. Потребность рассказывать
о переживаемом изобразительным
языком, понятным окружающим, появляется
у ребенка позднее. Умение вынашивать
замысел художественного образа
формируется под влиянием взрослых
в процессах обучения. Наиболее ярко
представлен в детском
Следовательно, в деятельности дошкольника есть все этапы, но они быстротечны, а вынашивание и реализация замысла совмещены. Развивая детскую изобразительную деятельность необходимо учитывать её особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются: активность, самостоятельность, инициатива, воображение.
Активность ребёнка в
Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа .
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-
Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
1.2 Критерии оценки развития
изобразительного творчества
Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создаётся новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.
Творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности. (А.В. Батюшков)
Творчество – деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей. (Г.А. Урунтаева).
Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, её нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей – это не произведение искусства, они не имеют художественной ценности.
И.П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.
Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющаяся в процессе деятельности, рассматриваются как неприменимые составные творчества.
Особый интерес для теории и
практики развития детского творчества
представляют психологические исследования,
в которых не только утверждается
наличие творчества у детей, но и
изучаются механизмы творчества
и возможность
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
С пониманием сущности детского творчества
осложняются неоднозначным
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина. Это показатели, характеризующие отношения, интересы, способности детей, способы творческих действий, качество детской продукции.
Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей.
1. Развитие творческое
2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
3. Искренность, правдивость,
4. Специальные художественные
5. Изменение мотивов
6. Возникновение потребности в творчестве.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.
1. Дополнения, изменения, вариации,
преобразование уже знакомого
материала, применение
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизм воображения на этапе замысливания и реализации замысла (характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
3. Нахождение новых приемов
4. Быстрота реакций,
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции художественной деятельности.
1. Нахождение адекватных (соответствующих)
изобразительно –
2. Индивидуальный «почерк»
3. Соответствие детской
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Все выше изложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творчества, учитывать сензитивные периоды его развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.
1.3 Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.
Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.