Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-х летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые прекрасно знают тягу детей попробовать все «на зубок» и здесь наш материал показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
2.1. Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.
Занятия строятся по продуманному плану,
который составляется на год. Оптимальное
количество – 10 человек. При большем
количестве воспитателю не остаётся
времени на индивидуальную помощь.
Занятия должны проводиться в
светлом, хорошо проветриваемом помещении
(изостудии). Проводятся занятия 2 раза
в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать
последовательно логику выполнения
задания на основе приобретённых
знаний и умений. Материал, необходимый
для работы, хранится в определённом
месте (шкафу, полке) и всегда доступен
детям. Учебно–материальное
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.
2.3.Содержание обучения лепки
из соленого теста детей
В старшей группе содержание занятий
по лепке носит развивающий
Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ — лепка из целого куска.
В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.
Основной целью обучения лепкой
из соленого теста является развитие
творчества детей. Впечатления, получаемые
детьми из окружающей жизни, являются
основным содержанием этой деятельности.
В процессе изображения у ребенка
закрепляется определенное отношение
к изображаемому, уточняются и приобретаются
знания об окружающем мире. Во время
занятий дети приобретают навыки
и умения в работе с различными
материалами, у них воспитывается
способность творчески
Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий.
Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Программа носит развивающий характер – обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.
Общепедагогические принципы, обусловленные
единством учебно-
· построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
· принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
· принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
· принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; принцип развивающего характера художественного образования; принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные
особенностями художественно-
· принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
· принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
· принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
· принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
· принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
· принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
· принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
· принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
· принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В программе художественного
· формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
· создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
· ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение
Для более чёткой ориентировки важно
построить модель эстетического
отношения детей к окружающему
миру, которая в лаконичной (схематичной)
форме отразит комплекс взаимосвязанных
компонентов художественного
Модель эстетического
1. Способность эмоционального
Ребёнок не только видит, но и ощущает,
чувствует художественный образ, являясь
как бы соучастником событий и
явлений, передаваемых художественным
произведением. Эмпатия и эмоциональное
переживание возникают и
2.Способность к активному
3.Специфические
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.
Методы эстетического
· метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
· метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
· метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);