Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения
11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006
12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006
13. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.
14. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
15. «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.
16. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1985.
17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.
18. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.
20. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
21. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
22. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.
23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
25. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в
школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.
27. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
28. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.
29. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
30. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.
Приложение №1
Конспект занятия «Веселые человечки»
Задачи. Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.
Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.
Материалы, инструменты, оборудование, Пластилин или соленое тесто, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые.
У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина (соленое тесто): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение О. Высотской:
Детский сад
Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят.
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.
Там картинки на стене
И цветы на окне.
Захочу -
Поскачу
На игрушечном коне! В этом доме всё для нас
-Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, -
В этом доме всё для нас1.
Вот какой хороший дом!
В нём растём мы с каждым днём,
А когда
Подрастём,
Вместе в школу мы пойдём.
Воспитатель показывает бумажные фигурки человечков, изготовленные детьми на занятии по конструированию, и сообщает, что весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые человечки - с туловищем, головой, руками и ногами. Сегодня мы будем делать их из глины (пластилина, солёного теста).
Показывает детям две формы,
раскатанные из пластилина (соленого
теста): конус и цилиндр (валик) с
шариками наверху. Спрашивает, из чего
лучше слепить девочку, а из чего
мальчика. После ответов детей
напоминает, что девочку-снегурочку
в длинной шубке из конуса (морковки)
они уже лепили в средней группе.
У Снегурочки не было видно ног, потому
что они прятались под длинной
шубкой. Просит детей подсказать, как
лучше слепить девочку в
Затем воспитатель показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ - долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.
Предлагает детям самим
После того, как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.
После занятия. Игры с лепными человечками.