Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

Содержание

Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 84.26 Кб (Скачать документ)

Единство педагогов в понимании  перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших  условий развития детского творчества.

Основания художественно – творческой деятельности немыслимо без общения  с искусством. При правильном влиянии  взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно – выразительные  средства и их подчинимое значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как  организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной  системы отношений, характеризующий  ее), обучение детей изобразительной  деятельности должно быть ориентировано  на развитие творчества.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной  постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Б.М. Теплов говорил о важности и  трудности обеспечения эффективной  мотивации. Он особое внимание обращал  на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детском  творчестве. При таком состоянии  ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это  возможно, если на занятии и в  самостоятельной художественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при  неудачах.

Еще одно условие развития творчества детей – это комплексное и  системное использование методов  и приемов, ведущее значение среди  которых имеют предварительные  наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий  развития творчества в процессе обучения.

Названные условия развития детского творчества прекрасно создаются  в процессе занятий в клубах по интересам, организации досуговой  деятельности детей.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее  окружить ребенка такой средой и  такой системой отношений, которые  стимулировали бы его самую разнообразную  творческую деятельность и исподволь  развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно  купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального  напряжения сил. Дело в том, что способности  развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек  добирается "до потолка" своих  возможностей и постепенно поднимает  этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального  напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс  познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так  как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем  когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для  него задач самостоятельно и без  предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка  закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать  ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту  задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в  выборе деятельности, в чередовании  дел, в продолжительности занятий  одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание  ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой  свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное  здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и  собственных открытий. Важно постоянно  стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода  замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий  недостаточно для воспитания ребенка  с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи  и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что  надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить  творческую активность. Оказывается (и  педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие  методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так  популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы  искусств. Конечно, ведется еще много  споров о том, чему же и как учить  детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творчества детей будет  эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой  целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

1.4 Характеристика творчества детей  5-6 лет

На каждом этапе развития ребенка  происходят значительные изменения  не только в плане физического, но и творческого развития.

Изобразительная деятельность детей  старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался  процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы  рук. В психологии детей также  произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время  лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к  изменению характера изображения  — оно становится более четким.

Опыт ребенка в восприятии общей  формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно  определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее  в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все  более разнообразными. Предметы, выполненные  детьми старшей группы, свидетельствуют  об их творчестве.

Дети старшей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение  формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы  вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это  можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся  как можно скорее дополнить его  необходимыми деталями, чтобы фигурка  была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.

В своей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали  сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают  неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую  голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще  трудно сопоставлять части между  собой, но у них уже можно и  нужно вырабатывать потребность  сравнивать длину ног, рук по отношению  к туловищу.

Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой (углубленный  рельеф) или накладыванием на поверхность  мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную  деятельность как образную, говорит  об их желании выполнить предмет  таким, какой он есть. Дополняя создаваемый  образ мелкими деталями, дети часто  увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую  у рыбы — в виде расплющенных округлых форм.

В связи с тем, что ребята данного  возраста не стремятся тщательно  отработать форму, во время занятий  у них остается время на лепку  других или однородных предметов. Особенностью работ, получающихся у пятилетних детей, является недостаточная прочность  в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний воспитателя они делают это более  тщательно. В лепке из соленого теста, скрепление деталей происходит после  того как нужную деталь смачивают  водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей  между собой.

Немалую роль в создании лепного  образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время  занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение  предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут  лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы  в нужных местах.

Таким образом, мы видим, что творческие возможности 5-6 летних детей шире, чем  у детей средней группы. Они  уже владеют многими способами  лепки, умением использовать такие  выразительные средства, как изображение  формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает  возможность проявления большей  самостоятельности в определении  замысла и его решения, в использовании  выразительных средств.

Использование нового выразительного средства — движения — свидетельствует  о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке. Эта возможность позволяет  поставить задачу передавать в лепке  несложные действия предметов.

Детям старшего дошкольного возраста недоступно еще полное понимание  формы изображаемого предмета.

 

Глава 2 Лепка из соленого теста  как вид изобразительной деятельности

2.1 Значение занятий лепкой для  всестороннего развития дошкольников

Лепка — придание формы пластическому  материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных  инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового  диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Дети – пытливые исследователи  окружающего мира. Познавая красоту  окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых  и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются  образные представления, развиваются  мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируется  творчество.

Лепка даёт удивительную возможность  моделировать мир и своё представление  о нём в пространстве. Техника  лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким  детям.

Лепка – самый осязаемый вид  художественного творчества. Ребёнок  не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке  является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно  оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и  не аллергенный материал. Его можно  замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет  следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам  и очень пластично.

В лепке масштаб поделок не задан  форматом листа как в рисовании  и аппликации или размером кубиков  как в конструировании. Он зависит  каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих  сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной  деятельности, в первую очередь выполняет  воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности  ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику  овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке  является сложной задачей, требующей  длительного обучения. В лепке  решение этой задачи облегчается. Ребенок  сначала лепит предмет в статичном  положении, а затем сгибает его  части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений  предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе  и дальше от центра композиции. Вопросы  перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения  в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые  будут впоследствии применяться  в детских играх.

Информация о работе Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет