Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:59, дипломная работа
Цель работы – охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Приложения
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение предмета Пропорции |
разные способы лепки |
Композиция |
Передача движения выразительность |
самостоятельность замысла оригинальность изображения |
Общее число баллов |
1. |
Настя С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2. |
Алина М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
3. |
Богдан Ш. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
4. |
Кирилл П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
5. |
Валя Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
6. |
Вова Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
7. |
Лера П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
8. |
Таня Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
9. |
Антон Р. |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
11 |
10. |
Диана М. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
14 |
11. |
Севиль Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
12. |
Сережа С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
13. |
Диана Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
14. |
Дарина К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 |
15. |
Никита Ш. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
12 |
После проведенного занятия в старшей группе на тему «Веселые человечки» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
В соответствии с критериями определились уровни творчества детей:
1. высокий уровень;
2. средний уровень;
3. низкий уровень.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества (приложение №7).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
20 |
Средний уровень |
40 |
Низкий уровень |
40 |
Результаты констатирующего
3.2 Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества.
Для проведения формирующего эксперимента группа была поделена на подгруппы (контрольная и экспериментальная) были отобраны дети старшей группы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» (8 человек).
На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:
· создание необычной, новой обстановки;
· создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
· детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;
· новые проблемные ситуации;
· неповторяющиеся задания;
· учет возможностей и интересов каждого ребенка;
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
- предложить материал к
- составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;
- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.
Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа
Тема занятий |
Программное содержание |
Методы и приемы проведения |
Этап №1 «Осенний натюрморт» (приложение №2) |
• Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста • Использовать приемы раскатывания, сплющивания, оттягивания краев •развивать композиционные умения •Учить достигать наилучшего результата |
• Беседа «Что такое натюрморт?» • Художественное слово • Сообщение детям занятия • Игровой прием • Мотивация детей к самостоятельной работе • Совместный анализ и просмотр детских изделий • Натюрморт из соленого теста. |
Этап № 2 «Звонкие колокольчики» (приложение №3) |
• Учить создавать объемные поделки из соленого теста • Развивать эстетическое восприятие формы • Учить передавать форму колокольчика • Лепить полые формы • Наносить рельефный узор на поверхность предмета • Повышать сенсорную чувствительность • Развивать воображение, общую умелость |
• Беседа о предстоящем празднике «Новый год» • Распределение работы между детьми • Объяснение и показ лепки • Создание атмосферы творчества • Учить пользоваться стекой (наносить рисунок) • Анализ детских работ • Использование изделий для украшения группы |
Этап № 3 «Снежный кролик» (приложение №4) |
• Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка • Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием • Поддерживать интерес к поиску способов лепки • Повышать сенсор. чувствительность • Общую ручную умелость • Мелкую моторику рук |
• Художественное слово • Рассматривание кролика в уголке «Живой природы» • Беседа • Рассказы детей • Создание творческой атмосферы • Сообщение детям темы занятия • Показ и объяснение выполнение работы • Мотивация детей к самостоятельной работе • Помощь, подсказка • Совместный анализ детских работ |
Этап №4 «Крямнямчики» (приложение №5) |
• Продолжать освоение рельефной лепки • Создавать уплощенные фигурки • Украшать изделия • Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм • Развивать комбинаторские способности • Совершенствовать умение оформлять поделки • Учить работать по замыслу • активизировать приемы декорирования лепных образов. |
• Художественное слово • Предварительная работа • Сообщение темы занятий •Показ и объяснение выполнение работы • Помощь и подсказки • Создание благоприятных условий для творчества детей • Создание сюжета из вылепленных изделий • Анализ детских работ, совместный просмотр. · Использование выполненных работ в игровой деятельности |
Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительный образ в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.
3.3 Контрольный эксперимент
Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.
Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети старшей группы.
Тема занятия: свободная лепка по русской народной песенке «Ходит Дрема возле дома» (приложение №6)
Программное содержание:
· Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;
· Учить планировать свою работу;
· Развивать воображение, чувство формы, пропорций.
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение предмета Пропорции |
разные способы лепки |
Композиция |
Передача движения выразительность |
Самостоятельность замысла оригинальность изображения |
Общее число баллов |
1. |
Настя С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
2. |
Алина М. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 |
3. |
Богдан Ш. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
4. |
Кирилл П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
5. |
Валя Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
6. |
Вова Т. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 |
7. |
Лера П. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
8. |
Таня Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
9. |
Антон Р. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
18 |
10. |
Диана М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
17 |
11. |
Севиль Г. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
12. |
Сережа С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
13. |
Диана Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
18 |
14. |
Дарина К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
15. |
Никита Ш. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
18 |
Критерии оценивания детских работ по лепке:
• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.
• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.
• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей (приложение №7).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
33,3 |
Средний уровень |
46,6 |
Низкий уровень |
20 |
Таким образом, контрольный эксперимент
показал, что на занятиях по лепке
из соленого теста, можно развивать
у детей творчество, т.е. замыслы
стали более самостоятельными, дети
стремятся к наиболее полному
раскрытию замысла, используются разные
способы и приемы лепки, работы дополняются
вспомогательными материалами, тем
самым проявляют в
Заключение
Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Лепка из соленого теста позволяет
создать благоприятную
На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.
Способы выполнения лепки из соленого
теста позволяет ребёнку
Составление лепных композиций из соленого
теста интересная, таинственная, сказочная
деятельность, которая очень богата
по разнообразию многовариантности
в технике исполнения. Она способна
увлечь и активизировать детей. Таким
образом, лепка является средством
формирования и развития творчества
у детей старшего дошкольного
возраста. Она развивает собственную
активность, самоконтроль, любознательность,
коммуникативность, оригинальность мышления,
настойчивость, трудоспособность, позитивную
я-концепцию, а также развивает
чувство ритма, цвета, формы, композиции,
словом всё то, что необходимо творческому
человеку. Лепка из соленого теста
доступна дошкольникам - это способ
детского самовыражения. Ребёнок выражает
своё отношение к тому, что его
окружает и рассказывает о том, что
он чувствует. Система занятий по
лепке обеспечивает систематическое
обращение к эмоциональной
На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
Литература
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.
3. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.
6. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г
8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
10. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.