Логопедия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка

Описание

45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"

Содержание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать документ)

 Речевая недостаточность отчетливо проявляется  во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас  значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

 Отмечаются  ограниченные возможности использования  предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета  предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

 Отмечаются  грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

 • смешение падежных форм («едет машину»  вместо на машине);

  нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

 • в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных  по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

  отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

 Много трудностей испытывают дети при пользовании  предложными конструкциями: часто  предлоги опускаются вообще, а существительное  при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» — книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

 Понимание обращенной речи на втором уровне значительно  развивается за счет различения некоторых  грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться  на морфологические элементы, которые  приобретают для них смыслоразличительное значение.

 Это относится к различению и пониманию  форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и  рода прилагательных.

 Значения  предлогов различаются только в  хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени  относится к тем словам, которые  рано вошли в активную речь детей.

 Фонетическая  сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен  и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

 Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» —ромашки, «кукика» — клубника). Многосложные слова редуцируются.

 У детей выявляется недостаточность  фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и  синтезом.

 

32 Характеристика III уровня ОНР.

 Третий  уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

 Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

 Например, мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба). ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

 Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. — «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

 На  фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные  и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов  и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает  трудности в использовании вариантов  слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых  слов с помощью суффиксов и  приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием  целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

 В свободных высказываниях преобладают  простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные  конструкции.

 Отмечается  аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

 Понимание обращенной речи значительно развивается  и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений  значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности  в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные  и пространственные отношения.

 Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики  и грамматического строя у  детей школьного возраста проявляются  более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности  в овладении письмом, чтением  и учебным материалом. 

 

33 Характеристика IV уровня ОНР.

34 Основные направления  логопедической работы  при ОНР у детей  дошкольного возраста.

 

35 Фонетико-фонематическое  недоразвитие речи (ФФНР).

 Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 К этой категории относятся дети с  нормальным слухом и интеллектом.

 Состояние фонематического развития детей  влияет на овладение звуковым анализом.

 Принято выделять первичное и вторичное  фонематическое восприятие:

 При первичном нарушении фонематического  восприятия предпосылки к овладению  звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

 Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых  кинестезии, имеющих место при  анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

 В фонетико-фонематическом развитии детей  выявляется несколько состояний:

 • недостаточное различение и затруднение  в анализе только нарушенных в  произношении звуков. Весь остальной  звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематичес-кого недоразвития;

 • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В  этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

 • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в  слове, не различает отношения между  звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

 Низкий  уровень собственно фонематического  восприятия с наибольшей отчетливостью  выражается в следующем:

 а) нечеткое различение на слух фонем  в собственной и чужой речи;

 б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

 в) затруднение при анализе звукового  состава речи.

 У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая  смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

 Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально  говорящие дети, запоминают речевой  материал, с большим количеством  ошибок выполняют задания, связанные  с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым  условием для успешной коррекции  недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

 

36 Основные направления  логопедической работы  при фонетико-фонематическом  недоразвитии речи  у детей дошкольного  возраста.

 Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции  звуковой стороны речи и фонематического  недоразвития.

 Система обучения и воспитания детей дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1978, 1974г.).

 Логопедическая  работа включает:

  • формирование произносительных навыков,
  • развитие фонематического восприятия,
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

 Коррекционное обучение предусматривает также  определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые  должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

 На  материале правильного произношения звуков осуществляется:

 • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

 • воспитание у детей умения правильно  составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять  разные конструкции предложений  в связной речи;

 • развитие связной речи, работа над  рассказом, пересказом с постановкой  какой-либо коррекционной задачи;

 • развитие словаря детей путем  привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

 • развитие произвольного внимания и  памяти.

 

37 Афазия: определение  понятия, причины. механизм нарушения.

 Афазия  — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

 Причинами возникновения афазии являются нарушения  мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

 В основе любой фонемы афазии лежит  та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка, которая ведет к специфическому системному нарушению понимания  речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.).

Информация о работе Логопедия. Ответы