Логопедия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка

Описание

45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"

Содержание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать документ)

 Логопедическая  работа по дифференциации смешиваемых  звуков включает 2 этапа: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

 На I этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ  каждого из смешиваемых звуков. На II этапе проводится сопоставление  смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

 Развитие  языкового анализа  и синтеза при  устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

 Формирование  умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

 Развитие  слогового анализа  и синтеза

 В процессе развития слогового анализа  в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки  в слове, усвоить основное правило  слогового деления. Для формирования умения определять слоговой состав слова  необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных  звуков и выделению гласных из речи.

 Развитие  фонематического анализа и синтеза

 I этап — формирование фонематического  анализа и синтеза с опорой  на вспомогательные средства  и действия.

 II этап — формирование действия  звукового анализа в речевом  плане. 

 III этап — формирование действия  фонематического анализа в умственном  плане. 

 Устранение  аграмматической дислексии и дисграфии

 Основные  направления в работе: уточнение  структуры предложения, развитие функции  словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу  состава слова и с однокоренными  словами.

 Устранения  оптической дислексии и дисграфии

 Работа  проводится в следующих направлениях:

 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

 2. Расширение объема и уточнение  зрительной памяти.

 3. Формирование пространственных  представлений.

 4. Развитие зрительного анализа  и синтеза.

 

43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные  и внеречевые особенности  заикающихся.

   Заикание  – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

   Существуют  различные точки зрения на механизм заикания: 1.сложное невротическое  расстройство в результате сшибки нервных  процессов в коре головного мозга, нарушения коркового и подкоркового взаимодействия, расстройства единого  авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). 2.сложное невротическое расстройство в результате зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. 3.сложное функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности. 4.органическое изменение в ЦНС.

   Причины заикания: 1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

   Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

   Неблагоприятные условия при возникновении логоневроза: 1)физическая ослабленность ребенка; 2)возрастные особенности деятельности мозга (большие полушария и функциональная ассиметрия мозга оформляются только к 5 годам); 3)ускоренное развитие речи (бывают физиологические итерации – повторения слогов, слов); 4)скрытая психическая ущемленность; 5)недостаточность положительных эмоций; 6)недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

   Производящие  причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

 

44 Основная симптоматика  разных форм заикания

   Заикание  – наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

   Проявления  заикания: 1.физиол. симптомы: реч. судороги; наруш. ЦНС; наруш. физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2.психологич. симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.

   Различают невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

   Судороги (основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

   По  локализации: дыхательные; голосовые; артикуляционные; смешанные.

   Дыхат. судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых).

   Голосов. судороги (ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах.

   Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.

   Наруш. моторики при заикании: судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв-е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; нек-е указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией.

   Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности.

   Уловки  для маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

   Разл-т 3 степ. заикания: легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя - в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. - сильное; тяжелая – в течение всей речи.

   Типы  течения заикания: пост. тип; волнообразный – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

   Распр-ть. Разноречивые данные от 0,75% до 7,5%.

 

45 Система коррекционного  сопровождения лиц  с речевой патологией  в России.

 Система коррекционной помощи детям с  отклонениями в развитии в России складывалась постепенно.

 Систематическая разносторонняя помощь лицам с различными видами речевой патологии стала  развиваться лишь с 20-х годов.

 Научный анализ развития государственной системы  специального образования в России проведен Н. Н. Малофеевым (1996 г.). Выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к лицам с особыми нуждами.

 Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической  диагностике различных видов  аномалий, позволило создать фундаментальную  научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных  дошкольных и школьных учреждений.

 Правильное  понимание сложной структуры  речевого дефекта дало возможность  не только устанавливать правильный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

 Органами  образования и здравоохранения  была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление  и учет детей ясельного, дошкольного  и школьного возраста, нуждающихся  в специальном обучении и коррекции.

 Тесное  содружество теории и практики позволило  дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в развитии сети специальных  учреждений.

 Введение  в номенклатуру того или иного  типа специальных учреждений предваряется широким комплексным клинико-нейрофизиологическим и психолого-педагогическим изучением  детей, организацией системы экспериментального обучения.

 В настоящее время определены структуры  различных типов учреждений, содержание коррекционного и воспитательного  воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости  возможность перевода ребенка в  учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития.

 С каждым годом увеличивается помощь аномальным детям дошкольного возраста.

 После принятия решения «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями  в физическом и умственном развитии»  получила значительное развитие сеть специальных дошкольных учреждений.

 Продолжается  совершенствование системы школьного  и дошкольного обучения детей  с нарушениями речи.

 Взрослые, подростки и дети с нарушениями  речи получают комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поликлинике, больнице, диспансере, санатории.

 Государственная забота о детях с отклонениями в развитии выражается не только в  создании дифференцированной сети специальных  школ, но и в систематическом повышении  уровня образования детей с дефектами  в развитии. Подавляющее большинство  специальных школ является интернатными, и все содержание детей в них обеспечивается за счет государства.

 В нашей стране широко развита дифференцированная логопедическая помощь взрослому и  детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.

Информация о работе Логопедия. Ответы