Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка
45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"
1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.
Проявляется
в нестойкости оптико-
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В
данной классификации не выделяются
в качестве самостоятельных нарушений
речи нарушения письма и чтения.
Они рассматриваются в составе
фонетико-фонематического и
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
В осуществлении речи принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока (центр моторной речи) И Вернике (центр сенсорной речи / понимания)), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения; бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы (II III VII VIII IX X XII черепно-мозговые нервы соответственно).
Выделение
и распознавание признаков
Звуки речи воспринимаются первичными слуховыми центрами коры, затем сигналы поступают в зону Вернике, что обеспечивает осмысление речи. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, откуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов, в результате чего письменная форма слова перерабатывается и осмысливается, как при слуховом восприятии. В речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом.
Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппарат) и нижними отделами левой премоторной области (кинетический аппарат).
.
Третичные отделы коры
В процессе же письменной речи принимают участие и различные отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.
Таким
образом различные зоны головного мозга
по-разному участвуют в речевом процессе.
Поражение какого-либо его участка приводит
к специфическим симптомам нарушений
речевой деятельности. Данные о мозговой
организации речевого процесса дают возможность
уточнить представления об этиологии
и механизмах нарушений речевой деятельности.
Особенно необходимы эти данные для дифференциальной
диагностики различных форм расстройства
речи (афазий) при локальных поражениях
головного мозга, что позволяет более
эффективно проводить логопедическую
работу по восстановлению речи у этих
больных.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. Некоторые части речевого аппарата относятся также к системе органов обоняния (полость носа) и пищеварения (зубы, язык, нёбо, глотка).
В состав периферического речевого аппарата входят: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма и другие дыхательные мышцы.
HOC
Hoc является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, а также участвует в образовании так называемой надставной трубы голосового аппарата. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с ее придаточными пазухами.
РОТ
Рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом речи и вкуса (язык), а в особых случаях (при затрудненном носовом дыхании, а также во время речи) - органом дыхания.
В анатомическом отношении рот делится на две части: 1) преддверие рта и 2) собственно полость рта.
Преддверие рта - щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков губами и щеками, а сзади - зубами и деснами.
Взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях называется прикусом. При нормальном строении челюстей и зубной системы верхняя зубная дуга несколько больше нижней, так что при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, причем все зубы верхнего ряда соприкасаются с соответствующими зубами нижнего ряда. Такой прикус считается нормальным
Твердое небо - костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. Конфигурация нёбного свода у разных людей значительно варьирует.
Мягкое нёбо служит продолжением твердого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба называется нёбной занавеской. В середине нёбной занавески имеется удлиненный отросток - язычок.
Язык - массивный мышечный орган. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край (лезвие) языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю.
Мышцы языка делятся на две группы. Мышцы одной группы обеспечивают движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка.
К первой группе мышц языка относятся следующие:
1. Подбородочно-язычная мышца. Назначение этой мышцы - выдвигать язык вперед (высовывать язык изо рта).
2. Подъязычно-язычная мышца. Назначение - опускать язык книзу.
3. Шило-язычная мышца. Эта мышца является антагонистом первой (подбородочно-язычной): она втягивает язык в полость рта.
Во вторую группу мышц языка входят следующие:
1. Верхняя продольная мышца языка. При сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху.
2. Нижняя продольная мышца языка. Сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.
3. Поперечная мышца языка. Назначение - уменьшать поперечный размер языка (суживать и заострять язык).
ГЛОТКА
Глотка представляет собой воронкообразную полость с мышечными стенками, начинающуюся сверху от основания черепа и переходящую вяизу в пищевод.
Различают три отдела глотки: верхний, или носоглотку, средний, или ротоглотку, и нижний, или гортаноглотку.
ГОРТАНЬ
Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худощавых людей.
Сверху гортань переходит в гортанную часть глотки. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). С боков к гортани прилежат крупные шейные сосуды и нервы, сзади - нижняя часть глотки, переходящая в пищевод.
Внутренние мышцы гортани делятся на три группы:
ТРАХЕЯ, БРОНХИ И ЛЕГКИЕ
Трахея, или дыхательное горло служит продолжением гортани книзу и представляет собой цилиндрическую трубку. Она состоит из отдельных хрящевых колец числом от 16 до 20, соединенных между собой волокнистой тканью.
Бронхи представлены первичными (главными), вторичными, третичными бронхами и бронхиолами. Конечные разветвления бронхов переходят в альвеолярные ходы, окруженные легочными пузырьками (альвеолами). Легочные пузырьки вместе с разветвлениями бронхов составляют ткань легких. Легкие расположены в правой и левой половинах грудной клетки. Правое легкое состоит из трех долей, левое - из двух; каждая из долей разделена на несколько долек. Снаружи легкие покрыты гладкой серозной оболочкой - плеврой.
ГРУДНАЯ КЛЕТКА, ДИАФРАГМА И ДРУГИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ
Грудная клетка образуется позвоночником, ребрами и грудной костью. Она имеет приблизительно форму усеченного конуса. Промежутки между ребрами заполнены мышцами, расположенными в два слоя, - внутренними и наружными реберными мышцами
С функциональной точки зрения все дыхательные мышцы можно разделить на две группы:
К первой группе относят прежде всего диафрагму, которая представляет собой массивную плоскую мышцу, которая отделяет грудную полость от полости живота, а кроме того наружние межреберные мышцы, из глубоких мышц груди – мышцы, поднимающие ребра, из глубоких мышц спины – верхнюю заднюю зубчатую мышцу, при глубоком дыхании и значительной физической нагрузке в обеспечении вдоха принимают участие большая и малая грудные мышцы.
Ко
второй группе мышц относят внутренние
межреберные мышцы, а также подреберные
мышцы и поперечную
мышцу груди (все эти мышцы относятся
к глубоким мышцам груди), из глубоких
мсышц спины в акте выдоха принмает участие
нижняя задняя зубчатая
мышца. Также в активном выдохе принимают
участие ряд мышц живота: мышцы боковой
стенки - наружняя
и внутренняя косые
мышцы живота, поперечная
мышца живота, а также прямая
мышца живота – мышца передней стенки
живота.