Логопедия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка

Описание

45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"

Содержание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать документ)
fy"> ПРИНЦИПЫ  И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ

 Принципы  логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

 Логопедическое  воздействие представляет собой  педагогический процесс, в котором  большое значение придается  общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

 Также логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

 Логопедическое  воздействие осуществляется различными методами.

 Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.

 Существуют  различные классификации методов  обучения. В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др

 К практическим методам  логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

 Упражнение  — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

 Упражнения  подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.

  • Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом.
  • В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
  • В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

 Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде. Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

 С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.

 Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

 Эффективность их использования зависит от следующих  условий:

 модель  должна отражать основные свойства объекта  и быть по структуре аналогичной  ему;

 быть  доступной для восприятия ребенком данного возраста;

 должна  облегчать процесс овладения  навыками, умениями и знаниями.

 Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

 К наглядным методам относятся  наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также  показ образца задания, способа  действия, которые в ряде случаев  выступают в качестве самостоятельных  методов.

 Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

 Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

 Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.

 При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.

 По  характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие  на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев  речевой функциональной системы  при афазии). 
 
 
 
 

 6 Клинико-педагогическая  классификация Виды  речевых нарушений.

 Клинико-педагогическая классификация ориентирована в  основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного  подхода к их преодолению и  нацелена на предельную детализацию  видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе  от общего к частному. В ней учитываются  межсистемные взаимодействия речевых  нарушений с обусловливающим  их материальным субстратом.

 В данной классификации  ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим  критериям. Выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения:

 1) нарушения формы речи (устной  или письменной);

 2) нарушенного вида речевой деятельности  применительно к каждой из  форм: для устной — нарушение  говорения или слушания, для письменной  — письма или чтения;

 3) нарушенного этапа (звена) порождения  или восприятия речи: применительно  к продуктивным видам речевой  деятельности (говорению и письму).

 Все виды нарушений, рассматриваемые  в данной классификации, на основе психолого-лингвистических  критериев можно  подразделить на две  большие группы в  зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

 В логопедии выделяются 11 форм речевых  нарушений, 9 из них составляют нарушения  устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного  процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

  • Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

 1) фонационного (внешнего) оформления  высказывания, которые называют  нарушениями произносительной стороны  речи, и 

 2) структурно-семантического (внутреннего)  оформления высказывания, которые  в логопедии называют системными  или полиморфными нарушениями  речи.

 I. Расстройства фонационного  оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

 1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

 2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

 3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

 4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

 5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

 Описанные дефекты являются избирательными, и  каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и  такие, в которых оказываются  вовлеченными одновременно несколько  звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким  относятся ринолалия и дизартрия.

 6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте речь мало разборчива (невнятная), монотонная.

 7. Дизартрия — нарушение  произносительной  стороны речи, обусловленное  недостаточностью  иннервации речевого  аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

 II. Нарушения структурно - семантического (внутреннего)  оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

 1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

 2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

 У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

  • Нарушения письменной речи.

 Подразделяются  на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При  нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении  рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

 1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

 Проявляется в затруднениях опознания и узнавания  букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

 2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Информация о работе Логопедия. Ответы