Логопедия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка

Описание

45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"

Содержание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать документ)

18 Развитие мелкой  моторики у детей  с нарушением речи.

У большинства детей  дошкольного и младшего школьного  возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный  уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в  развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков  самообслуживания, затрудняет манипуляцию  различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой  деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом  других учебных и трудовых навыков.

Всё это обуславливает  необходимость целенаправленной специальной  работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие  авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

 Дело в  том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.

Проверка на большом  количестве детей показывает, что  это не случайность, а закономерность.

  Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно  включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. 
При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы: 
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; 
- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук. 
Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит развиваем интеллектуальные способности ребенка.

 

 

19 Методика логопедического  воздействия при  дислалии.

 Основной  целью логопедического воздействия  при дислалии является формирование умений и навыков правильного  воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

 Логопед должен найти наиболее экономный  и эффективный путь обучения ребенка  произношению.

 При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается  при всех видах дислалий. При механической дислалий в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

 Предпосылкой  успеха при логопедическом воздействии  является создание благоприятных условий  для преодоления недостатков  произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы  организации занятий, соответствующей  ведущей деятельности, побуждающей  познавательную активность ребенка; сочетания  приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

 Логопедические  занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их следует проводить  ежедневно в виде кратковременных  упражнений (от 5 до 15 минут) 2 — 3 раза в  течение дня.

 Для преодоления  дефектов произношения широко применяется  дидактический материал.

 Сроки преодоления  недостатков произношения зависят  от следующих факторов: степени сложности  дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалий занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных — от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

 Исходя  из цели и задач логопедического  воздействия, представляется оправданным  выделить следующие этапы работ: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных, умений и навыков.

 I. Подготовительный  этап

Основная цель его  — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

 II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

 Цель данного  этапа заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука  на специально подобранном речевом  материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков  правильного их использования в  речи (автоматизация умений), а также  умений отбирать звуки, не смешивая их между ...собой, (дифференцировать звуки).

 III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

 Цель его  — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

 

20 Определение понятия  ринолалия. Основные формы ринолалии.

   Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, в частности, нарушением нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

   Причины:

   1.органические и функциональные центрального или периферического характера;

   2.врожденные  и приобретенные 

   Во  время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

   1. Открытая Р: функциональная открытая Р.; органическая открытая Р.

   2. Закрытая Р: - органическая закрытая Р (передняя закрытая Р; задняя закрытая Р); функциональная закрытая Р.

   Открытая  Р – ротовые звуки приобретают назальность (гнусавый носовой оттенок): при произнесении шипящих и фрикативных – хрипловатый звук в носовой полости; при произнесении взрывных П, Б, Д, Т, К, Г – звуки произносятся смазано, неясно (недостаточность воздушного давления); звуки Л, Р – звучат с носовым оттенком, Р – без вибрации

   Функциональная  открытая Р – недостаточный подъем мягкого неба при вялой артикуляции: после удаления аденоидов («привычная»); после перенесенной дифтерии (постдифтерийный порез)

   Органическая  открытая Р – м.б. приобретенной (перфорации неба, порезы, параличи, рубцовые изменения, опухоли) и врожденной (расщелины мягкого и твердого неба, укорочение мягкого неба)

   Закрытая  Р возн-т при пониж-м физиологическом носовом резонансе. Причины: органические изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание. Проявления: отсутствие носового резонанса у звуков М, МЬ, Н, НЬ (звучат как звуки Б.БЬ, Д, ДЬ)

При органической закрытой Р: 1.устр-т причины непроход-ти носовой полости; 2.проводят упражнения как при функциональных нарушения

  • Передняя закрытая Р - при непроходимости носовых полостей: гипертрофия слизистой носа; полипы; искривление носовой полости и носовой перегородки; опухоли носовой полости.
  • Задняя закрытая Р – уменьш. носовой полости: аденоиды; опухоли

   2. Функциональная закрытая Р - мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)

   3. Смешанная Р. Причина: непроход-ть полости носа + недостат-ть небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.

 

21 Влияние врожденных  расщелин губы  и нёба на физическое, психическое и  речевое развитие  ребенка.

 Расщелина лица — это пороки сложной этиологии, т. е. мультифакторные пороки. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона

 У детей  с врожденными расщелинами имеются  серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания  и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они  нуждаются в систематическом  врачебном наблюдении и лечении.

 Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Продолжительность и объем лечебных мероприятий зависят от тяжести врожденной патологии, так как требуется длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта.

 По состоянию  психического развития дети с расщелинами  составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У  некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

 Патологические  особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные  отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени  страдают различные структурные  компоненты речи.

 В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата

 Отмечается  позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в  ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.

 Наиболее  существенными проявлениями дефектности  фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный  тон согласных.

 Речь ребенка  с ринолалией в целом мало разборчива.

 Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.

 Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма.

 Вторично  обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.

 Чтение также отражает несформированность устной речи. Выявляется смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения. В разной степени страдает и понимание прочитанного на уровне недостаточного понимания значения отдельных слов; выявляются нарушения связи между фразами, между частями текста, нарушения понимания переносного смысла.

 

22 Дизартрия: определение,  причины возникновения,  механизм.

Дизартрия – наруш. звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч. аппарата. Тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

Информация о работе Логопедия. Ответы