Логопедия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка

Описание

45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"

Содержание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать документ)

 Важной  задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового  восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения  ритма.

 Методы  и приемы работы дифференцируются в  зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств  общения у ребенка стимулируют  начальные голосовые реакции  и вызывают звукоподражания, которым  придают характер коммуникативной  значимости.

 Логопедическая  работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

   Второй  этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. После приступают к тренировке мышц языка. 

 

26 Алалия: определение  понятия, причины. механизм нарушения.

   Алалия  – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка

   Причины: воспалительные поражения ГМ; травматические поражения ГМ; кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов; обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития; последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

   Происходит: запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях КГМ (стадия нейробластов) – в обоих полушариях ГМ – билатеральное поражение.

   М.б.: врожденное недоразвитие; ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде).

   Моторная  алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций (афферентная, эфферентная).

   Моторная  алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи.

   Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

   Различают три уровня недоразвития речи: 1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень: зачатки общеупотребительной речи; 3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

   Образцы речи: 1 уровень: аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» - девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой; ребенок пользуется только ситуативной речью

   2 уровень: простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки).

   3 уровень: речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята).

 

27 Симптоматика моторной  алалии.

   Моторная  алалия - нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

   Симпт. реч: фонетич. наруш. (звукопроизн); недоразв. фонематич. слуха; аграмматизмы в речи; наруш. стр-ры слова и фразы; резко обеднен словарный запас; нет связной речи; несформир. мотивация общения; поним. речи сохранно.

   Симптомы  неречевые: общая моторная неловкость и недоразв. мелкой мотор; наруш. корд. движ; недоразв. психич. ф-ций; патологич. кач-ва личности (низкая работоспос-ть, негативизм); вторичная задержка умств. разв. (конкретность мышл, бедность логич. операций, сниж. спос-ти к символизации, обобщению, абстрактности); наруш. орального и динамич. праксиса; несформир-ть игровых навыков; импульсивность, хаотичность д-ти; нестойкость интересов.

 

28 Симптоматика сенсорной  алалии.

   Сенсорная алалия - нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

   Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранение; при обследовании слуха с помощью  аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза; не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия; гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

   Психофизические и речевые особенности  при сенсорной  алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений: большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении; ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего; улучшение понимания при многократном медленном повторении; трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия); улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями); улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего; улучшение понимания при общении с матерью

   Речь  при сенсорной  алалии: из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи; двигательное беспокойство, трудности поведения; дети мало пользуются жестами и мимикой; реагируют на интонацию, не понимания смысла; игру сопровождают модулированным лепетом; логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов; эхолалия -- повторение обращенной речи; при появлении первых слов: (ошибки в ударении не фиксированного характера; замены гая ошибка; искажения структуры; высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

 

29 Общее недоразвитие  речи (ОНР) у детей  дошкольного возраста.

 Общее недоразвитие речи —  различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

 Связь между речевыми нарушениями и  другими сторонами психического развития обусловливает специфические  особенности мышления. Обладая в  целом полноценными предпосылками  для овладения мыслительными  операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического  мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

 Наряду  с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

 Дети  с общим недоразвитием речи отстают  от нормально развивающихся сверстников  в воспроизведении двигательного  задания по пространственно-временным  параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его  составные части. Например, перекатывание  мяча с руки на руку, передача его  с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

 Отмечается  недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

 На  основе поэтапного структурно-динамического  изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого  уровня развития к более высокому.

 Каждый  уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и  вторичных проявлений, задерживающих  формирование зависящих от него речевых  компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых  языковых возможностей, повышением речевой  активности, изменением мотивационной  основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного  фона.

 Индивидуальный  темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его  формой.

 Наиболее  типичные и стойкие проявления ОНР  наблюдаются при алалии, дизартрии  и реже — при ринолалии и заикании.

 

30 Характеристика I уровня ОНР.

 Первый  уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

 Дифференцированное  обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

 Дети  не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит  из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может.

 Пассивный словарь детей шире активного. Однако исследованием Г. И. Жаренковой (1967) показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития.

 Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить  ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии  различить формы единственного  и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы  мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается  лексическое значение.

 Звуковая  сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое  фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового  распознавания. Число дефектных  звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых — носовых, некоторых взрывных — фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

 Задача  выделения отдельных звуков для  ребенка с лепет ной речью  в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

 Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность  восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

 

31 Характеристика II уровня ОНР.

 Второй  уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

 Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут  ответить на вопросы по картине, связанные  с семьей, знакомыми событиями  окружающей жизни.

Информация о работе Логопедия. Ответы