Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат
Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.
Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирская
Педагогический институт
Доклад
Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора.
Выполнила:
Студентка 2 курса
Группы Б1
Сергеева Олеся
Александровна
Иркутск 2012
Содержание:
Введение
Современное состояние российского
общества, складывающаяся экономическая
ситуация, дифференциация стилей жизни
различных социальных групп обусловливают
появление все более
Социальный статус детства
рассматривается как
Детство - это особый период
жизни человека, когда определяются
основные линии развития, формируется
и закладывается фундамент
В работах отечественных
ученых отражена специфика российского
детства, где изменение социально-
Несмотря на сложившееся мнение о движении нашего общества к гуманизации человеческих отношений, многие ученые склонны считать, что жестокость не исчезает и ребенок занимает менее привилегированное место в социальной структуре.
Основные исследования современных
социологов сконцентрированы на актуальных
проблемах – социальном сиротстве,
безнадзорности, реализации прав детей
насилии по отношению к ним, влиянии
СМИ и др. факторов. Наблюдается
рассогласование между
Стартовый потенциал детей
обладает пролонгированной способностью,
и жизненная траектория личности
может изменяться: так негативный
старт детей может
Сущность
понятия «педагогическое
Процессы развития человека общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.
Проблема осмысления научных исследований разных областей: педагогики, психологии, медицины, юриспруденции, социальной педагогики (Давлицарова К.Е., Миронов С.Н., Сергеев С.П., Лебедев Е.С., Козырева Е.А., Казакова Е.И., Беляева Л.А., Богомедова З.М. и др.) таких аспектов как социально-педагогическое сопровождение развития человека в целом позволила нам изучить дефиницию "сопровождение", основные её характеристики.
В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по глаголу "сопровождать" - "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития, "терпеливо пытаясь уравновесить два плеча коромысла - его социализацию и индивидуализацию [8].
В медицине понятие сопровождения изучается такими авторами, как Буховец Н.Л., Бородолин В. И, Давлицарова К.Е., Миронова С.Н., Воробьёва А.И., по одной из точек зрения трактуется как комплекс медицинских услуг, обеспечивающий создание благоприятных условий, направленных на улучшение и поддержание здоровья субъекта на протяжении всего процесса лечения.
В области юриспруденции данный термин рассматривается в работах Сергеева С.П., Лебедева Е.С., Масалова С.А., Миронова С.Н., и других авторов. По мнению С.Н. Миронова, сопровождение означает комплексное оказание правовых услуг опытным юристом в области работы с любыми юридическими документами.
Исследователи, занимающиеся
проблемой сопровождения в
Если раскрывать содержание
понятия "сопровождение" с точки
зрения процесса, то сопровождение
можно представить как
При подходе к сопровождению,
как к методу, понимается способ
практического осуществления
С позиции системы
В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др.
Беляева Л.А. и Васильков М. А считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.
Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.
Когда ребёнок, не имеющий
достаточных ресурсов (внешних и
внутренних) не может самостоятельно
без помощи взрослых справиться с
препятствиями, возникающими на его
жизненном пути, когда к кризису
возрастному прибавляются социальный
и педагогический ему становиться
необходимой помощь человека, способного
оказывать поддержку, защитить его
права, активизировать ресурсы. Так
как этот процесс имеет
Комплексный характер сопровождения
заключается в том, что оно
включает в себя ряд взаимосвязанных
и дополняющих друг друга видов
деятельности команды специалистов,
обеспечивающих: правовую защиту и
правовой всеобуч; социальную помощь;
педагогическую поддержку; психологическое
сопровождение индивидуального
развития; социальное воспитание; обучение
навыкам социальной компетентности.
При этом комплексное сопровождение
ребёнка, как система социально-