Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат
Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.
Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы
Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников.
С позиции социально-
Рассмотрим еще некоторые трактовки понятия «педагогическое сопровождение».
Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение {см. рубрику «Наш педагогический словарь» на с. 57). А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.
М.Р.Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Таким образом, сравнивая
сущность понятий «педагогическая
поддержка» и «педагогическое
Учащемуся, осваивающему технологию,
могут потребоваться как
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В научной
литературе понятие «дети
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети – инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
- дети – жертвы вооружённых
и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф,
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети – жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена
в результате сложившихся
Я к этому добавила ещё:
- педагогически запущенные дети;
- дети с девиантным отклонением в поведении;
- дети из малоимущих
семей (в т.ч. многодетных,
Психологический смысл трудной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации . Под трудной жизненной ситуацией мы понимаем ситуацию, которая определена в подп. 4 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», т.е. – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно .
Это определение трудной
ситуации дано, скорее, с правовой
точки зрения. Теперь попробуем разобраться,
какой психологический смысл
таит данное понятие. Сам вопрос о
трудной для человека жизненной
ситуации возникает тогда, когда
внешние по отношению к человеку
изменения в окружающей среде
нарушают или угрожают нарушить его
деятельность, отношения со значимыми
людьми, привычный для него образ
жизни в целом или в одном
из жизненных пространств. Таким
образом, под трудной жизненной
ситуацией мы будем понимать такую
ситуацию, в которой в результате
внешних воздействий или
Не каждый взрослый способен самостоятельно решить возникшие в его жизни трудности. Но особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. По данным статистики сегодня в стане от 1 до 7 млн. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся вне семьи. К ним можно добавить не поддающихся никакому учету детей – носителей синдрома «скрытого сиротства», когда ребенок воспитывается в семье, но не получает должного внимания и заботы со стороны старших. При этом отсутствует комплексный межведомственный подход в организации работы по профилактике сиротства детей и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.
Между тем, особенностью развития детей, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации, являются серьезные проблемы в сфере психологического здоровья. Это: проблемы в эмоциональной сфере, повышенный уровень тревожности и агрессивности, проблемы в сфере общения со сверстниками и взрослыми, проблемы в формировании адекватной самооценки [6]. Анализ психических состояний в момент переживания трудной психотравмирующей ситуации показывает, что эти состояния имеют ярко выраженную негативную эмоциональную окраску, являются неравновесными, как повышенного уровня психической активности, так и пониженного. Ведущие места среди состояний занимают страх, печаль, апатия, опустошенность и др.
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Предметом деятельности - являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в
Подцели (Задачи) сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
Виды (направления) работ
по психолого-педагогическому
• Профилактика
• Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг),
• Консультирование (индивидуальное и групповое);
• Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
Принципы сопровождения
• "на стороне ребенка":
во главе угла ставятся интересы ребенка,
обеспечивается защита его прав при
учете позиций других участников
учебно-воспитательного
• автономность: специалист
системы сопровождения должен иметь
возможность организовать свою деятельность
как особую практику, со своими ценностями
и целями, которая при этом является
неотъемлемым элементом образовательной
системы; специалист системы сопровождения
не подменяет деятельности других субъектов
учебно-воспитательного
• независимость: в системе
образования необходимым
• непрерывность и