Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат

Описание

Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.

Содержание

Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

доклад по соц педагогике.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

Понятие «педагогическое  сопровождение» наиболее активно применяется  в связи с профессиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального  самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как  особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки  в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые  трактовки понятия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение {см. рубрику «Наш педагогический словарь» на с. 57). А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая  сущность понятий «педагогическая  поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Учащемуся, осваивающему технологию, могут потребоваться как педагогическое сопровождение, так и педагогическая поддержка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии  дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

      В научной  литературе понятие «дети группы  риска» имеет ряд синонимических  определений. Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав  ребёнка в РФ» от 24.07.1998г. принимает  за основу термин «дети в  трудной жизненной ситуации»  или «дети в сложных социально- бытовых условиях» предлагает следующие критерии их дифференциации:

- дети, оставшиеся без  попечения родителей;

- дети – инвалиды;

- дети, имеющие недостатки  в психическом и физическом  развитии;

- дети – жертвы вооружённых  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийных  бедствий;

- дети из семей беженцев  и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных  условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание  в виде лишения свободы в  воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих  семьях;

- дети, жизнедеятельность  которых объективно нарушена  в результате сложившихся обстоятельств  и которые не могут преодолеть  данное обстоятельство самостоятельно  или с помощью семьи.

Я к этому добавила ещё:

- педагогически запущенные  дети;

- дети с девиантным отклонением в поведении;

- дети из малоимущих  семей (в т.ч. многодетных, неполных).

 

 

 

Психологический смысл трудной ситуации

 

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации . Под трудной жизненной ситуацией мы понимаем ситуацию, которая определена в подп. 4 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», т.е. – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно .

Это определение трудной  ситуации дано, скорее, с правовой  точки зрения. Теперь попробуем разобраться, какой психологический смысл  таит данное понятие. Сам вопрос о  трудной для человека жизненной  ситуации возникает тогда, когда  внешние по отношению к человеку изменения в окружающей среде  нарушают или угрожают нарушить его  деятельность, отношения со значимыми  людьми, привычный для него образ  жизни в целом или в одном  из жизненных пространств. Таким  образом, под трудной жизненной  ситуацией мы будем понимать такую  ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение  адаптации человека к жизни, в  результате чего он не в состоянии  удовлетворить свои основные жизненные  потребности посредством моделей  и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды  жизни. Для всех жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение  необходимых изменений [3].

Не каждый взрослый способен самостоятельно решить возникшие в  его жизни трудности. Но особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. По данным статистики сегодня в стане от 1 до 7 млн. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся вне семьи. К ним можно добавить не поддающихся никакому учету детей – носителей синдрома «скрытого сиротства», когда ребенок воспитывается в семье, но не получает должного внимания и заботы со стороны старших. При этом отсутствует комплексный межведомственный подход  в организации работы по профилактике сиротства детей и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.

Между тем, особенностью развития детей, оказавшихся в неблагоприятной  жизненной ситуации, являются серьезные  проблемы в сфере психологического здоровья. Это: проблемы в эмоциональной  сфере, повышенный уровень тревожности  и агрессивности, проблемы в сфере  общения со сверстниками и взрослыми, проблемы в формировании адекватной самооценки [6]. Анализ психических состояний  в момент переживания трудной  психотравмирующей ситуации показывает, что эти состояния имеют ярко выраженную негативную эмоциональную  окраску, являются неравновесными, как  повышенного уровня психической  активности, так и пониженного. Ведущие  места среди состояний занимают страх, печаль, апатия, опустошенность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и  задачи педагогического сопровождения

Предметом деятельности - являются ситуация развития ребенка как система  отношений ребенка: с миром, с  окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Психолого-педагогическое сопровождение  развития ребенка может рассматриваться  как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического  сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального  развития ребенка (в соответствии с  нормой развития в соответствующем  возрасте).

Подцели (Задачи) сопровождения:

• предупреждение возникновения  проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку  в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения  эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение  образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

Виды (направления) работ  по психолого-педагогическому сопровождению:

• Профилактика

• Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг),

• Консультирование (индивидуальное и групповое);

• Развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• Психологическое просвещение  и образование: формирование психологической  культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации  образовательных учреждений, педагогов, родителей;

Принципы  сопровождения

 

• "на стороне ребенка": во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при  учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

• автономность: специалист системы сопровождения должен иметь  возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной  системы; специалист системы сопровождения  не подменяет деятельности других субъектов  учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в  решении приоритетных задач развития ребенка.

• независимость: в системе  образования необходимым становится разделение линий административного  и методического (содержательного) подчинения специалиста системы  сопровождения,

• непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка  на всем периоде его обучения в  образовательном учреждении, и преемственность  в решении задач сопровождения  с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте, а  также задач обучения и воспитания на определенной ступени образования; организация преемственности в  работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб  по сопровождению ребенка,

Информация о работе Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора