Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат

Описание

Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.

Содержание

Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

доклад по соц педагогике.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

Социально-психологическое  сопровождение семей является одной  из основных технологий современной  социально-психологической работы с представителями «уязвимых» групп  населения, нацеленной на улучшение  всего комплекса социально-психологических  проблемных ситуаций. Социально-психологическое  сопровождение – это процесс, в ходе которого происходит удовлетворение медицинских, социальных и психологических  потребностей клиентов и оказывается  помощь в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам. Целью сопровождения данной группы зависимых и членов их семей является улучшение социального статуса, социальная адаптация, и как результат, улучшение качества жизни таких  семей.

Сопровождение является комплексным  методом, и в основе его лежит несколько функций:

  • Диагностика возникшей проблемной ситуации;
  • Совместное планирование специалистов и членов семьи для выхода из сложившейся проблемной ситуации;
  • Консультации членам семьи на этапе принятия решения;
  • Помощь специалиста семье в реализации плана.
  • Существуют основные принципы сопровождения:
  • Конфиденциальность;
  • Ответственность за принятие решения лежит на членах семьи;
  • Соблюдение интересов сопровождаемых;
  • Непрерывность сопровождения;
  • Комплексный подход сопровождения,
  • Доступность.

Большую роль в данной концепции  играет внутренний потенциал субъекта, опора на потребность в самореализации. Ведущий тезис сопровождения: создание социального поля развития, укрепление внутреннего «я» человека.

 

Сопровождение предполагает создание определенной внутренней модели субъекта, которая поможет ему  быть активным и ответственным за свою судьбу. Специалистам необходимо направлять субъекта, давать ему полезную информацию, практические советы, направленных на улучшение жизненных ситуаций.

 

Социально-неблагополучный  ребенок, в силу психологических, социальных особенностей, нуждается в особой форме сопровождения, предполагающий длительный этап. Целью сопровождения  данной группы зависимых и созависимых, является улучшение социального статуса и социальная адаптация.

Для реализации технологии социально-психологического сопровождения  клиентов, находящихся в социально  опасном положении и членами  их семей, необходимы следующие шаги:

1. Установление первичного  контакта с ребенком, улучшение  отношений между членами семьи,  создание доверительных отношений  для более тесного сотрудничества. Такие отношения, как правило,  помогают специалисту более глубоко  вникнуть в проблему ребенка,  понять его основную причину.

2. Необходимо провести  социально-психологическую и педагогическую  диагностику личностного развития, семейных отношений, сопровождаемого  ребенка;

3. Необходимо разработать  индивидуальный маршрут сопровождения  ребенка, в котором принимает  участие сам ребенок, члены  его семьи.

 

4. Сопровождающий специалист  исполняет роль посредника в  реализации программы индивидуального  маршрута сопровождения. Комплексный  подход в решении проблем подразумевает  сотрудничество с другими специалистами  отделения. Реализация социально-психологических  и педагогических мероприятий,  направленных на развитие активности  ребенка, способности принять  ответственность за свои поступки  и за свое будущее, а так  же проходит коррекцию нарушения  личностного развития и негативных  поведенческих проявлений.

5. Завершение реализации  программы индивидуального сопровождения.  Анализ достижение позитивных  результатов в межличностных  отношениях ребенка, его адаптация  и реабилитация.

6. Анализ социально-психологической  деятельности.

 

 

Характеристика  семей

 

Традиционными категориями  семей, с которыми работает социальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные  семьи.

Малообеспеченные семьи. Точкой отсчета бедности является прожиточный  минимум. Согласно ФЗ "О прожиточном  минимуме РФ" (1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской  корзины с учетом суммы, затрачиваемой  на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности.

 

Семья (одиноко проживающий  гражданин), среднедушевой доход  которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, считается  малоимущей (малоимущим) и имеет  право на получение государственной  социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие  трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые  люди; многодетные семьи; неблагополучные  семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи  с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие), семьи беженцев и вынужденных  переселенцев, семьи бюджетников.

В числе мер, осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан, важнейшими являются: льготное налогообложение; предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т.п.); пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д. При оказании материальной или финансовой помощи учитывается имущественное положение  семьи (наличие жилья, автомобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.

В маргинальной семье из-за болезни, алкоголизма родителей  резко снижены возможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть  таких семей имеет люмпенизированный  характер (крайне низкие доходы или  их отсутствие, высокий уровень потребления  алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т. п.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку "деклассированного иждивенца", поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.

Уровень жизни кризисной  семьи ниже черты бедности, она  испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числе физическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей. В данном случае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве (создание новых рабочих мест, переквалификация и переобучение), не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.

В благополучной семье  уровень достатка на 15—20 % выше среднего, но возможности получать дорогостоящие  социальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические и т.п.) она  не имеет. Данный тип семьи временные  затруднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в  отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство).

Процветающих семей сегодня  около 10 %.

К основным направлениям работы социального педагога с малоимущими  семьями можно отнести:

  • выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;
  • оказание юридической помощи: отстаивание интересов малоимущих и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
  • направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
  • организацию досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
  • оказание помощи в трудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. для профессионального обучения или переобучения;
  • трудоустройство несовершеннолетних;
  • помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
  • помощь в организации различных курсов, кружков и школ, в том числе частных;
  • создание специальных фондов.

 

Основные функции социального  педагога в работе с семьёй:

  • диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
  • прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учётом диагностики семьи);
  • организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
  • правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  • предупредительно - профилактическая (профилактика девиантного поведения);
  • социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
  • организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Информация о работе Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора