Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат

Описание

Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.

Содержание

Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

доклад по соц педагогике.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

1. сочетание и взаимопроникновение  социального, правового и психолого-педагогического  аспектов данной деятельности;

2. междисциплинарный характер  согласованных подходов и командных  действий педагогов с подключением  специалистов из разных ведомств  и служб;

3. широкий спектр различных  видов деятельности, направленных  как на решение актуальных  проблем развития ребёнка, так  и на предупреждение возникновения  данных явлений;

4. особый вид помощи  ребёнку и его семье в решении  сложных проблем, связанных со  становлением подрастающего человека  не только в образовательном  процессе, но в других важных  сферах его жизнедеятельности;

группа риск педагогическое сопровождение

5. использование индивидуального  и дифференцированного подходов  в выявлении и решении проблем  его личностного и социального  развития

Сама идея сопровождения  неразрывно связана с ключевой идеей  модернизации современной системы  образования, а именно: в системе  образования должны быть созданы  условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное  развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [10].

Е.А. Козырева рассматривает  сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для  позитивного развития отношений  детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией.

Сопровождение - это комплексный  метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

диагностики существа возникшей  проблемы;

информации о путях  возможного решения проблемы;

консультации на этапе  принятия и выработки плана решения  проблемы;

первичной помощи при реализации плана решения/

Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и  защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.

Ведущей целью педагогического  сопровождения является организация  взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного  потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды.

Социальное сопровождение  осуществляется с учётом того, что  личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался  к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими  ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для успешной социализации детей и подростков в семье в условиях школы.

Опыт социально - педагогического  сопровождения позволяет вычленить  основные направления деятельности социального педагога на современном  этапе. Это оказание помощи в решении  следующих проблем:

формирования здорового  образа жизни;

личностная проблема развития подростка;

выбора маршрута личностного  развития;

преодоления затруднений  в социальной адаптации.

Каждое из этих направлений  требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического  обеспечения и комплексного подхода  специалистов. Специалисты образовательного учреждения рассматривают состояние  здоровья подростка как исходную позицию в решении всех остальных  проблем развития [7].

По мнению авторов Летуновой В.Е., Богомедовой З.М. под социально-педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды.

Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный  характер, основой которого является системный ориентационный подход.

Важнейшее положение системно-ориентационного  подхода - опора на внутренний потенциал  развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор  и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое  сопровождение как вид педагогической поддержки

Сравнительно новые для  отечественной системы образования  понятия педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их применяют в контексте воспитательной работы, а также в связи с профориентацией и профессиональным самоопределением старших подростков. На наш взгляд, педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка должны занимать важное место и в методике технологического образования, особенно в организации проектной деятельности.

Понятие «педагогическое  сопровождение» неразрывно связано  с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм.

Отметим следующие важные особенности.

Во-первых, само понятие «педагогическая  поддержка» и появившееся вслед  за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста.

Во-вторых, как в педагогической науке, гак и в практике, очень  многие, если не большинство, рассматривают  понятия «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпирическом уровне.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимосвязь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С.Газманом: дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка  — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования.

Идеи педагогики поддержки  разрабатываются в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к середине 90-х гг. О.С.Газманом и группой его коллег (Н.Н.Михайловой, С.М.Юсфиным, Т.В.Анохиной и др.). Эта концепция имела своей задачей обоснование подходов, позволяющих преодолеть сориентированность традиций советской педагогики, заострить внимание педагогов на проблеме создания условий, необходимых для самореализации индивидуальности каждого ребенка. Авторы концепции опирались на достижения теории и практики западной гуманистической педагогики (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

Педагогическая поддержка  — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение —  процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение  подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки. 
Понятие «педагогическая поддержка» вошло в отечественную педагогику как отражающее особенности работы педагога с проблемами, связанными с образованием детей. Появились сопутствующие понятия — социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки  в основном выступают:

  • трудности, связанные с социальной дезадаптацией;
  • трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Информация о работе Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора