Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат

Описание

Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.

Содержание

Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

доклад по соц педагогике.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

Благополучные семьи успешно  справляются со своими функциями, практически  не нуждаются в поддержке социального  педагога, так как за счёт адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи, требующие внимания, характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и  т.п. и снижающего адаптивные способности  этих семей. Они справляются с  задачами воспитания ребёнка с большим  напряжением своих сил, поэтому  социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в  нескольких одновременно, не справляются  с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно  снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с  которыми взаимодействие протекает  наиболее трудоёмко и состояние  которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ  жизни и где жилищно-бытовые  условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим  требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 Объектом воздействия  социального педагога могут быть  ребёнок в семье, взрослые члены  семьи и сама семья, в целом,  как коллектив.

 Формы работы социального  педагога с семьёй разнообразны. Выбор их зависит от структуры  семьи, её нужд. Потребностей, существующих  проблем, сложившихся взаимосвязей  внутри семьи и в её окружении.  При работе с семьёй следует  учитывать: доход на одного  человека с учётом прожиточного  минимума; число детей и иждивенцев; наличие или отсутствие одного  или обоих родителей; здоровье  членов семьи; способность к  труду взрослых членов семьи;  наличие жилья, сбережений, земельных  участков; социальное положение,  статус членов семьи в обществе.

 Социальный педагог  работает совместно с различными  социальными службами, организациями,  учреждениями.

 Выявление семьи, нуждающейся  в помощи, должно происходить  как можно раньше, а не связываться  только с проблемами подросткового  возраста. За 12-14 лет своей жизни ребенок, находящийся в такой семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане своё здоровье и в конечном итоге перейти в категорию « трудных», педагогически запущенных детей. Но этого можно избежать, увидев такого ребёнка в детском саду, в первом классе. Ребёнок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Так он подаёт сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь.

 Именно педагог, который  находится рядом с ребёнком, должен  услышать эти сигналы «неблагополучия»  и начать работу с семьёй.

 Сложилась определённая  система работы с семьями, где  дети находятся в социально-опасном  положении. Сюда входят формы,  методы, которые используются при  работе с родителями.

1. Индивидуальные:

консультации;

беседы;

наблюдения;

интервью;

телефон доверия;

почта доверия ( узнать проблему у детей можно по почте доверия, тогда может получиться разговор);

посещение семьи;

метод независимых характеристик  ( при необходимости получения наиболее полных Сведений о семье, уровне её духовного развития);

приглашение родителей в  школу к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору, на совет профилактики, педсовет;

обращение в учреждения по оказанию помощи школе - письма на работу;

обращение а учреждения района: приглашение родителей на комиссию содействия семье и школе, на комиссию по делам несовершеннолетних;

вовлечение в родительские университеты.

 

2. Групповые:

родительские лектории;

оказание помощи родителям  в профилактической работе и трудоустройстве  подростков;

организация центра общения.

 

3. Массовые:

проведение семейных праздников;

проведение национальных праздников;

распродажа сувениров, акции  « Милосердие» и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семья, находясь в социально-опасном  положении, не может самостоятельно выяснить причины отклонения от нормы  и справиться с накопившимися  проблемами, поэтому родители нуждаются  в квалифицированной помощи, систематической  и целенаправленной работе с ними.

Для раскрытия природы  и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Убедившись, что ребенок  живет в тяжелых условиях, специалист должен объяснить родителям, что  из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной  игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.

Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку  психотравмирующую обстановку, способную  изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов  много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

Если у ребенка уже  появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его  следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу  для профилактических осмотров. А  тот потом сам решит, что сделать.

Дефекты воспитания это и  есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения  к ребенку.

Всем хорошо известны последствия  жизни и воспитания в неблагополучной  семье:

- детская безнадзорность  и беспризорность.

- побеги из дома.

- половая распущенность. 

- правонарушения и преступная  деятельность.

- алкоголизм.

- наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми необходимо вести дифференцированно.

Для удобства этой работы можно  выделить три группы семьи:

- Семьи с безответственным  отношением к воспитанию детей,  где положение осложняется аморальным  поведением и образом жизни  родителей. 

- Семьи с низкой педагогической  культурой родителей, где допускаются  ошибки в выборе средств, методов  и форм работы с детьми, где  родители не могут установить  правильный стиль и тон взаимоотношений  с детьми.

- Семьи, в которых допускается  безнадзорность детей по разным  причинам разлад в семье, занятость  родителей личными переживаниями,  длительные командировки, занятость  родителей работой или общественной  деятельностью.

В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. будет только расти.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

  1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  2. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: С69 Юрид. лит., 1989.
  3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: Издательский Дом (БАХРАХ), 1997.
  4. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп. - Мн: Университетская, 1991.
  5. Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. - Ростов-на-Дону: изд-во (Феникс), 1997.
  6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. - Мн.: (Хелтон), 1998.
  7. Анзорг Линда"Дети и семейный конфликт"М.: "Просвещение", 1987 г.
  8. Байярд Р.Т., Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток"М.: "Просвещение", 1991 г.
  9. Блага К., Шебек М. "Я - твой ученик, ты - мой учитель. "М.: "Просвещение", 1991 г.
  10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. "Словарь-справочник по психологической диагностке" Киев: "Наукова думка", 1989г.
  11. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезоидр. М.: 1984
  12. Волкова Е.М. "Трудные дети или трудные родители? "М.: "Профиздат", 1992 г.
  13. Жутикова Н.В. "Психологические уроки обыденной жизни"М.: "Просвещение", 1990 г.
  14. Ковалев С.В. "Психология современной семьи. "М.: "Просвещение", 1988 г.
  15. И.С. Кон"Дружба"М.: "Просвещение", 1980 г.
  16. И.С. Кон"Психология ранней юности"М.: "Просвещение", 1991 г.
  17. Лесгафт П.Ф. "Семейное воспитание ребенка и его значение. "М.: "Педагогика", 1991 г.
  18. Личко А.Е. "Психопатии и акцентуации характера у подростков. "М.: 1983 г.
  19. Макаренко А.С. "Книга для родителей"Л.: "Лениздат", 1981 г.
  20. Обухов Я.Л. "Образ-рисунок-символ" // Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.
  21. Овчарова Р.В. "Справочная книга школьного психолога"М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
  22. Панкова Л.М. "У порога семейной жизни. "М.: "Просвещение", 1991 г.
  23. Петровский А.В.
  24. "Возрастная и педагогическая психология"М.: Педагогика, 1975 г.
  25. Поливанова Л.Б. "Психологическое содержание подросткового
  26. возраста" // Вопросы психологии N5 1992 г.
  27. Психология (словарь) под ред. А.В. Петровского, М.Г. ЯрошевскогоМ.: Изд. политической литературы, 1990 г.
  28. "Психология современногоподростка"подред.Д.И. ФельдштейнаМ.: Педагогика, 1987 г.
  29. Ремшмидт Х. "Подростковый и юношеский возраст" // Мир 1994 г.
  30. Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога в образовании"М.: "Владос"
  31. 1996 г.
  32. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. "Графические методы в психологической диагностике"М.: "Дидакт", 1992 г.
  33. Сатир В. "Как строить себя и свою семью. "М.: "Педагогика - Пресс", 1992 г.
  34. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. "Отцы и дети в меняющемсяя мире"М.: "Просвещение", 1991 г.
  35. Спиваковская А.С. "Как быть родителями: (о психологии родительскойлюбви)"М.: "Педагогика", 1986 г.
  36. Спок Б. "Разговор с матерью"СПб: Лениздат, 1992 г.
  37. Степанов С.С. "Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. "М.: "Академия", 1996 г.
  38. Эйдемиллер Э.Г. "Методы семейной диагностики и психотерапии. "Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.

Информация о работе Метод социально-педагогического сопровождения как помощь субъекту в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора