Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:39, реферат
Современное состояние российского общества, складывающаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп обусловливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, содержанию детства и направлениям его изменения. Поэтому актуальным становится вопрос об определении социального статуса детства.
Введение
Сущность понятия «педагогическое сопровождение»
Педагогическое сопровождение как вид педагогической поддержки
Критерии дифференциации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Психологический смысл трудной ситуации
Предмет и задачи педагогического сопровождения
Принципы сопровождения
Методологические основы педагогического сопровождения
Социально- психологическое сопровождение детей и семей
Характеристика семей
Заключение
Список использованной литературы
Благополучные семьи успешно
справляются со своими функциями, практически
не нуждаются в поддержке
Семьи, требующие внимания, характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Объектом воздействия
социального педагога могут
Формы работы социального
педагога с семьёй
Социальный педагог
работает совместно с
Выявление семьи, нуждающейся
в помощи, должно происходить
как можно раньше, а не связываться
только с проблемами
Именно педагог, который
находится рядом с ребёнком, должен
услышать эти сигналы «
Сложилась определённая
система работы с семьями, где
дети находятся в социально-
1. Индивидуальные:
консультации;
беседы;
наблюдения;
интервью;
телефон доверия;
почта доверия ( узнать проблему у детей можно по почте доверия, тогда может получиться разговор);
посещение семьи;
метод независимых характеристик ( при необходимости получения наиболее полных Сведений о семье, уровне её духовного развития);
приглашение родителей в
школу к классному
обращение в учреждения по оказанию помощи школе - письма на работу;
обращение а учреждения района: приглашение родителей на комиссию содействия семье и школе, на комиссию по делам несовершеннолетних;
вовлечение в родительские университеты.
2. Групповые:
родительские лектории;
оказание помощи родителям в профилактической работе и трудоустройстве подростков;
организация центра общения.
3. Массовые:
проведение семейных праздников;
проведение национальных праздников;
распродажа сувениров, акции « Милосердие» и т.п.
Заключение
Семья, находясь в социально-опасном положении, не может самостоятельно выяснить причины отклонения от нормы и справиться с накопившимися проблемами, поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними.
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, специалист должен объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у ребенка уже
появились психические
Дефекты воспитания это и
есть первейший, главнейший показатель
неблагополучной семьи ни материальные,
ни бытовые, ни престижные показатели
не характеризуют степень
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
- детская безнадзорность и беспризорность.
- побеги из дома.
- половая распущенность.
- правонарушения и преступная деятельность.
- алкоголизм.
- наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми необходимо вести дифференцированно.
Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
- Семьи с безответственным
отношением к воспитанию детей,
- Семьи с низкой педагогической
культурой родителей, где
- Семьи, в которых допускается
безнадзорность детей по
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение - улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. будет только расти.
Использованная литература