Методика написания сочинений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить содержательные методы работы на

уроках русского языка по написанию сочинений

разных видов.

Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный

контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической

диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно

выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Содержание

Введение 3


Глава I.

Методика работы над сочинением. 5

Методика работы над сочинением в 1-ом классе.

Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8

Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10

Тема сочинения и ее раскрытие. 13


Сочинения по картинкам. 14


Сочинения по наблюдениям. 15


Сочинения на основе прочитанного. 17


Сочинения по данной части. 20

Сочинения – миниатюры. 22


Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23


Сочинения на данную тему.


План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24

3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк

(лес).

25

4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в

вазе» 25

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана

«Золотая осень» 28

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Методика написания сочинений.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

полакомиться  кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название

картины.»

Как видим, вопросы  сформированы таким образом, сто  требуют

от учащихся не перессказа сказки, а установления причинно – следственных

связей в поступках действующих лиц ( лиса принарядилась, потому что ждала

гостя; кашу она  размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось;- и

подводят к  выводу: лиса хитрая. Но осмысление содержания картины – это лишь

одна сторона  дела. Не менее важна и другая – развитие речи учащихся.

Составляя вопросы  для анализа картины, учитель  формирует их так, чтобы

ответы на них  не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали

новые для них  слова и вырожения, правильно  определяли порядок слов в

предложении. Помня, что подражание- один из эффективных путей развития

речи, учитель  ориентирует учащихся на использование  словарного богатства

того художественного  произведения, содержание которого отражает картина,

поощряет различные  варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные

слова. Так, например, из двух возможных вопросов: « К  кому пришел журавль в

гости?» и  « К кому пришел журавль на званый обед?» – учитель выберет второй

и тем самым  поможет учащимся использовать в  ответе очень точное выраженипе

автора сказки, ведь лиса приглашала журавля не просто в гости, а на обед.

Не менее важно  указать учащимся, что ответы на второй вопрос –"«Что сделала

лиса?» – могут  быть разными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка

сварила кашу и  Хозяйка приготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса

потчует журавля. Так практически учащиеся усваивают  разнообразие языка.

По развитию устной речи первоклассникам можно  предложить

диафильмы и  диапозитивы. Эти экранные пособия  удобны тем, что учитель сам

регламентирует  время просмотра каждого кадр.

Одним из видов  обучающих упражнений по развитию речи является

составление предложений, объеденных темой, и запись их под  руководством

учителя. Материалом для этой работы могут служить  иллюстрации к

прочитанному  и сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей на

иллюстрации в  букваре, а затем и в книге  « Родная речь» и просит

рассказать, что  на них изображено. В ходе такой  работы у учащихся

вырабатывается  умение точно подбирать слова, правильно  строить предложения

на заданную тему.

Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять

предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой цели

используются  сюжетные раздаточные картинки по развитию речи.[3.с.20] и

сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление  предложений по сюжетным

картинкам приближает учащихся к связному рассказу, так  как

последовательность  картинок серии отражает развитие сюжета.

Более сложным  видом упражнений в связной речи являются

устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуются устные рассказы в связи

с прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает

учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно,

логично, правильно  строить предложения, выбирать точные слова, т.е.

подготавливает  к письменным сочинениям.[19.с.32].

Работа над  письменным сочинением начинается с  конца первого

полугодия. Сочинения  первоклассников – это коллективно  составленные

рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся

осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует

исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям

учителю следует  продумать не только содержание и  приемы, но и

последовательность  работы. Вот примерный порядок  работы над сочинением:

Устное рассказывание  по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся

высказать свои личные впечатления по теме.

Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная

работа над  планом.

Составление ответов  на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись

на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение

орфографических ошибок.

Связный рассказ  по плану.

Запись сочинения  с доски или под руководством учителя.

Проверка записанного.

В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно

прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов;

найти слова, трудные  для написания, произнести их по слогам, найти слова на

изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель  оказывает

индивидуальную  помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное,

обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает

обращаться с  вопросами при затруднении. При  такой подготовке большинство

учащихся выполнят сочинения без ошибок.

После проверки работ учитель отводит несколько  минут очередного

урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в

целом, затем  читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются

типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста.

Предложения в  исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся,

допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.[6.с.26].

1.2. Сочинения  во 2-ом классе - это небольшие  сюжетные

рассказы, в которые  со второго полугодия можно вводить  элемент описания.

Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего

учебного года.

Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные

рассказы вначале  составляются коллективно и служат образцом для

индивидуальных  рассказов, которые рекомендуется  проводить лишь во втором

полугодии. Сочинения  также составляются коллективно  по плану, данному

учителем или  коллективно составленному. Готовый  план учитель записывает на

доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по

мере составления.

С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать

элементы описания. Эти элементы представляют собой  очень краткие

описания отдельных  предметов, животных, людей. Прежде чем  приступить к

работе над  сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание

детей на те фрагменты  из изучаемых ими художественных произведений,

которые содержат описания и могут служить образцом.[9.с.21]. Чтобы

описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях

обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на

это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При

подготовке сочинений  следует проводить ряды прилагательных в сочетании с

наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например:

березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки –

зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске,

и, работая с  ними, учитель может показать, как  из многих слов следует

выбирать одно, самое точное и нужное для выражения  данного

содержания.[9.с.23].Во втором классе расширяется как тематика, так и круг

источников для  сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта

прибавляются  сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения

по сюжетным картинкам (в 1-ом классе по сюжетным картинкам составлялись

лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам.[23.]

Тематика устных рассказов определяется программой по чтению,

но в основе их лежат личные впечатления и  наблюдения. Работа может

проводиться по такому плану:

Сообщение темы и цели работы.

Чтение вслух  плана рассказа, данного учителем, или коллективное

составление плана.

Коллективное  составление плана рассказа по плану.

Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.

Связные рассказы по плану.

При использовании  сюжетных картинок работа проводится по такому

плану:

1. Постановка  перед классом цели работы.

2. Рассматривание  картинок и уяснение сюжета.

3. Озаглавливание  картинок.

4. Устные рассказы  по плану.

Хороший материал для устных рассказов содержат иллюстрации, данные

в книге «Родная  речь». С этой целью следует брать  иллюстрации, открывающие

каждую новую  тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде

людей в разные времена года. Все они красочно выполнены, многопредметны,

доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактический материал в

целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой

иллюстрации и  составить по ней рассказ.[7].

Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько  сокращается.

Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить

его в свете  сочинения, систематизировать. Ведущая  роль отводится

подготовительной  беседе. Вместо беседы иногда допускается  свободное устное

рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению

предшествует коллективное составление плана.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений  постепенно

возрастает.[23.]. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два –

три ученика  их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.

Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец,

коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без  повторений.

Большие трудности  для учащихся представляют сочинения  об индивидуальном

жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей

писать такие  сочинения, следует поработать над  готовыми рассказами, которые

можно отобрать из художественных текстов, а иные учитель  может составить

Информация о работе Методика написания сочинений