Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования: определить содержательные методы работы на
уроках русского языка по написанию сочинений
разных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической
диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно
выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Введение 3
Глава I.
Методика работы над сочинением. 5
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
Тема сочинения и ее раскрытие. 13
Сочинения по картинкам. 14
Сочинения по наблюдениям. 15
Сочинения на основе прочитанного. 17
Сочинения по данной части. 20
Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк
(лес).
25
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в
вазе» 25
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28
Заключение
облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся,
удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны.
Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (
репродукции) [11.с.49].
Картины развивают
учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок
воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся
в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление
плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету
сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые
вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего
вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен
создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе
обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента,
который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать
себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и
предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения.
Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III классе (
элементы описания картины возможны в I – II классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам,
выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено); во-вторых, ее
композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих,
действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «
настроение» картины.
Уже в I классе практикуется устное описание картины ( «
Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к
описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается
наблюдательность
детей.
4. Сочинения
по наблюдениям.
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа
организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.
Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты
наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием,
ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные
признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в
выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном
оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш
кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В
саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:
описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко»,
«Часы», «Кукла») или по прошлым наблюдениям ( «Липа весной и осенью:
здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.
Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать
скворечник» ( на уроках труда), « Как посадить дерево».
Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица
утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому
что у детей много материала. А последовательность, полнота описания
обеспечиваются подготовительной беседой.
Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если
не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с
повествованием.[ 12.]
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во
всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его
расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая
сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок,
вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа «
Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в
школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки
логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по
организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов –
зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные
описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю
выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления
всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок.
Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять
сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их,
оказываются доступными.
5. Сочинения
на основе прочитанного
Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных
читателей. В отзыве школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному
фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить
идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание
отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках
дети дают устные характеристики прочитанного.
В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут
развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии
их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода
и указывают, понравилась им книга или нет.
Так постепенно школьники подготавливаются к III классу, где
впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный
(с записью
на доске и литературной
прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой
урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются
самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена
подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует
библиотека, где ведется журнал читательских мнений.[ 21.с.26]
Обучение письму отзывов в III классе протекает так. Учитель
прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной
повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва
выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное,
художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять
письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
На уроке по внеклассному чтению проводится подробная
беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываются главные действующие
лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное
содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в
книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая
выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с
несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.
На следующем уроке составляется коллективный отзыв,
обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, а затем
переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о
прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая-
либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны.
Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе.
Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не
умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто
дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся
им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник
выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего
внимания.
Во многих отзывах дается элементарная характеристика
одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно
рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя.
В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям,
возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В
отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и
определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых
есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из
других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются
обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы,
в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или
даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г.
Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее.
Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность
школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять
главное.[ 20]. Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе
нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как
фронтальная работа здесь еще трудна.[10.]
Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ.
Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на
литературные
темы. Школа вооружает своих
необходимыми в общественной жизни. Так в начальных классах дети могут
научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые
разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв