Методика написания сочинений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить содержательные методы работы на

уроках русского языка по написанию сочинений

разных видов.

Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный

контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической

диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно

выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Содержание

Введение 3


Глава I.

Методика работы над сочинением. 5

Методика работы над сочинением в 1-ом классе.

Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8

Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10

Тема сочинения и ее раскрытие. 13


Сочинения по картинкам. 14


Сочинения по наблюдениям. 15


Сочинения на основе прочитанного. 17


Сочинения по данной части. 20

Сочинения – миниатюры. 22


Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23


Сочинения на данную тему.


План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24

3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк

(лес).

25

4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в

вазе» 25

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана

«Золотая осень» 28

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Методика написания сочинений.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

сам.

Работа над  сочинением во 2-ом классе, как уже  указывалось,

предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с

сочинениями может  проводиться в такой системе:

Введение в  устные рассказы и в сочинения  детей новых слов, только что

объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство  и др.)

Подбор синонимов  или выбор из синонимического  ряда слов, наиболее

подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают,

заливаются и  др.)

Включение в  рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со

свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла  из берегов –

разлилась; спит как убитый – крепко).

Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно  чаще давать слова

в их связи с  другими словами. При составлении  сочинения учитель предлагает

словосочетания, но следует выбрать те, которые  более других подходят по

смыслу. Слова  могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки

включает самые  необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами,

показалась, пробивается  и др.

1.3. В 3-ем классе  учащиеся работают над сочинениями  типа рассказа,

но к этим работам предъявляются более  высокие требования. Свои усилия

учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

писать небольшие  рассказы с элементами описания и  рассуждения об

экскурсиях, работе, наблюдениях.

Написать рассказы о случаях из своей жизни.

Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.

Самостоятельно  составлять план сочинения в форме  вопросительных,

повествовательных и восклицательных предложений.

Правильно строить  простые предложения различных  типов.

Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [ 10.]

Как устные рассказы, так и письменные сочинения проводятся в определенной

системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением,

приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного

составления рассказов  на темы летних впечатлений. Где это возможно, в

сюжеты включаются элементы описания.

В 3-ем классе в  сюжетные рассказы и сочинения также  вводятся

описания единичных  предметов и несложных действий: описание рисунка в

сочинении «  Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении « За

грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что

и во 2-ом классе.

Сочинения с  элементами рассуждения – новый  вид работы.

Рассуждение –  наиболее сложный способ изложения  мыслей, т.к. основывается

на понимании  причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении

делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими

умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

С необходимостью рассуждать учащиеся сталкиваются нередко. Так,

например, в ходе смыслового анализа рассказа А. Гайдара «Горячий камень»

учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чье  счастье настоящее:

Ивашки, старика  или рассказчика?» Эти вопросы  побуждают детей к выяснению

причинно следственных зависимостей в поступках героев рассказа и требуют

излагать мысли  в форме элементарных рассуждений.

К составлению  сочинений с элементами рассуждений  учащиеся

приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы

рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.

Обучение элементарному  рассуждению удобно связать с

коллективной  работой над планом сочинения. Приведу  пример подготовки

сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив  в ходе подготовительной

беседы, любят  ли дети рисовать и что именно они любят, следует приступить к

коллективному составлению плана сочинения. Вопросы  учителя помогают

учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания  сюжета

вырисовывается  план сочинения. План по мере его составления  записывается на

доске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели

написать в  конце сочинения?» Ответы могут  быть самые различные, но учитель

направляет мысль  детей. « Обычно, - говорит он, - когда  человек

рассказывает  о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена

работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает  свои действия или

действия других людей. Вы рассказали, как рисуете  животных, людей,

предметы. Давайте  попробуем одним предложением оценить  ваши рисунки,

избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценки своему труду

учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент  рассуждения. Так

как в сочинении  на данную тему учащиеся пишут о  разных предметах, то

последний пункт  плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и

заключительные предложения у каждого ученика будут различными по

лексическому  составу. Так под руководством учителя  дети впервые вводят в

сюжетный рассказ  элемент рассуждения.[ 16.с.80].

При подготовке последующих сочинений работа над  рассуждениями

продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему

элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о  чем говорится в

сочинении и  разрешает учащимся вносить его  в готовом виде в текст

сочинения.

Большое место  в системе работы по развитию связной речи, как в

I-II классах, так  и в III классе, отводится устным  рассказам: по личным

впечатлениям  и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы;

демонстрационные  картины. Но в отличие от II класса для этой цели

рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою» П.В.Васильева, «

Сосновый бор» И.И.Шишкина.

Письменные сочинения  в III классе разнообразны по тематике.

Наряду с сочинениями  на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с

рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по

одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе

тематики сочинений  следует стремиться к тому, чтобы  дети писали их по

свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы  они отражали

жизненную правду.[22.с.53].

В III классе продолжается работа по обучению особому виду

сочинений –  составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить

требования, которым  нужно следовать при работе над  сочинениями этого вида:

писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется:

вначале пишется  приветствие и называется человек, к которому письмо

адресовано, а  в конце ставится дата, подпись. Учитель  помогает детям начать

переписку с  учащимися других школ и тактично руководит ею.

2.Тема сочинения  и ее раскрытие.

Тема – это  предмет сочинения, то, о чем говорится  в этом тексте. Она

определяет отбор  материала, фактов, явлений, признаков, которые находят

отражение в  сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как

подведены школьники  к ее пониманию, зависит правильность и полнота

сочинения.

Первым по времени  и по значению шагом в работе учителя  над

сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период –

определение тематики сочинений, рассказов.[12.]

Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям

предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так

и озаглавлено. Но учитель ( в III классе сами дети) может  и по другому

сформулировать  заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о

весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь

понимание темы отчасти зависит от того, как она  преподносится: сухо или

образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением

школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более

глубокими и  серьезными побуждениями – стремлением  рассказать о чем – то для

них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется  их

творчество: в  таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание,

неразрывно связанное, слитое с темой.

Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они

теряются, не могут  раскрыть ее достаточно определенно  и глубоко: пишут об

отдельных деталях, слабо связывая их между собой.

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков

детских рассказов  и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют

найти границы  темы. Они пишут обо всем, что  хотя бы отдаленно связывается в

их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается  неточно понятой.

В работе над  рассказом или сочинением можно идти от

накопленного  материала к теме или от назначенной  темы через наблюдения к

материалу для  сочинения.[ 13.] Для гармонического развития учащихся оба

способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда

длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать,

сопоставлять  их, обобщать, делать выводы. Так протекает  работа над

сочинениями о  походах, прогулках, описание виденного  и пережитого.

Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план

подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее

важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми

темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего

сочинения –  это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

3.Сочинение по  картинам. 

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина

воздействует  на чувства ребенка, открывает перед  ним те стороны жизни, с

которыми он мог бы и не столкнуться в своем  непосредственном опыте. Картина

помогает глубже осознать те явления, которые уже  знакомы школьнику. Она

Информация о работе Методика написания сочинений