Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования: определить содержательные методы работы на
уроках русского языка по написанию сочинений
разных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической
диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно
выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Введение 3
Глава I.
Методика работы над сочинением. 5
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
Тема сочинения и ее раскрытие. 13
Сочинения по картинкам. 14
Сочинения по наблюдениям. 15
Сочинения на основе прочитанного. 17
Сочинения по данной части. 20
Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк
(лес).
25
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в
вазе» 25
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28
Заключение
общее умственное и творческое развитие их. Дети любят писать сочинения.
Любят за то, что можно проявить инициативу, самостоятельность, можно
написать свое, сокровенное.
Мне нравится проводить сочинения с элементами описания предметов,
т.е. когда красиво, образно, эмоционально, словом, художественно
описывается детьми какой-то предмет. В методике, в частности у М. Р .Львова
, виды подобных работ имеют такое название: «образно-эмоциональное описание
предмета».
Сочинение описание способствует развитию точности в выборе слов,
словосочетаний, предложений, четкому оформлению собственных мыслей. Ученики
же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его
основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других
предметов. Используются описания отдельных предметов по непосредственным и
по прошлым наблюдениям. Элементы эмоционального описания предмета
включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3
предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои
творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют
короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного
характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности
человека.[9.с.23]
Начинается такая работа уже с I класса, ибо в школу приходят
малыши с огромным эмоциональным зарядом, воображением, удивленными глазами.
Дети учатся описывать березу, липу, цветок, листочек. Пока это небольшие
устные сообщения, эмоциональные рассказы.
Приведу пример сочинения-описания предмета «Веточка березы в
вазе». В начале
урока можно прочитать
Затем я ставлю в вазу принесенную веточку березы. Предлагаю детям такие
вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы? Какое
настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу,
когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как
появилась у нас эта чудесная веточка?»
Цель такой беседы: подготовить учеников к сочинению с элементами
образно-эмоционального описания. « Эта веточка принесла в наш класс
радость. Так хочется поделиться с другими ребятами этой радостью, - говорю
я. - Опишите эту веточку так, чтобы другие люди , прочитав сочинение,
смогли увидеть то, что увидели сегодня вы, чтобы читающий пережил ту же
радость, что и вы. Подумайте, как вы начнете»
Здесь важно заметить, что начать свое сочинение каждый ученик
может по-своему и интересно. Далее предлагается детям внимательно
рассмотреть веточку (можно тихо подойти к столу, где стоит веточка) и
описать ее. В течение 20-25 минут дети пишут сочинение: «На столе учителя в
классе стоит зеленая веточка. За окном снег, но уже ярко светит апрельское
солнце…»
После написания сочинения проверяются работы учеников,
исправляются орфографические ошибки. Оценки пока не ставятся. На следующем
уроке. На следующем уроке провожу анализ сочинений. На столе стоит та же
вазочка. Цель этого урока: вызвать у ребенка потребность совершенствовать
написанное, научить их этому. Обязательно читаю наиболее удачные отрывки из
сочинений, кратко их комментирую. Затем работы раздаю учащимся. Обсуждаем
названия: «Зеленая веточка», «Маленькая радость», «Гостья весны». Далее
провожу анализ построения предложений с элементами описания. В первой части
описания следовало назвать предмет, чтобы заинтересовать читателя. Дети
читают и обсуждают эту часть своих сочинений. Во второй части описания,
которая является основной, дети отмечают, какие стебелек, листья и сережки.
В конце анализа делаю вывод: «Многие дети обратили внимание на стебелек,
листья, сережки. НО вы заметили лишь то, что сразу бросается в глаза, на
что указывала я. Снова рассмотрите веточку и ответьте, одинаковой ли
величины листья, на которые падает луч солнца; сколько листьев не каждой
веточке, какого цвета сережки, как можно более точно описать их форму и
оттенки желтого цвета, чем отличается основной стебелек от своих
ответвлений по цвету, размеру, форме.» Учащиеся получают задание на дом:
еще раз описать веточку березы. Напоминаю детям, что они должны описать
«нашу» веточку, поэтому надо стараться все время «видеть» ее перед собой. И
обязательно передать свое настроение, отношение к веточке. В классе
составляем альбом интересных работ.
Анализ сочинений показал, что учащимся интересна работа с
элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно
приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимо описания какого-
то предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и
подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может быть,
возьмет и для
своего будущего сочинения.
5. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана
«Золотая осень»
Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у
учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания по произведениям
живописи.
Учитель Борисовской средней школы, с. Кривец Добровского района
Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой план подготовки и
проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится
сочинение по произведениям живописи:
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития
речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные
наблюдения за окружающим миром;
рассказ о художнике и истории создания картины;
беседа по картине;
словарно-стилистическая работа по теме урока;
составление плана сочинения;
составление устного высказывания по картине;
написание первого варианта сочинения (редактирование);
написание окончательного варианта сочинения;
анализ творческих работ школьников.
Тема: «Сочинение-описание по картине И. И, Левитана «Золотая осень»
Цель урока: учить описывать картину; формировать умение строить текст
в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения;
путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматические ошибки в
сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое
восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать
способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков
детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами
словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с
эпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото
одетые леса…» (А. С, Пушкин). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия
в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и
живописи и о жанре пейзажа.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.
Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у
природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо
собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).
На уроке изобразительного искусства мы говорили о то, что рисунок, картина
с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной
любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую
природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века
(1860-1900).
Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он
не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в
училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он
даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким,
отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе
относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской
природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело
используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает
настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть
тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих
вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье
родной природы. [18.с.50]
Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».
а) Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие
чувства, желания рождает у вас пейзаж?
б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему
она названа «Золотая осень»?
в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине
Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья?
Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она
становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем
плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие
маленькие?
е) Вывод-обощение о замысле художника и путях его воплощения
(делает учитель).
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но
если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное
настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине