Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования: определить содержательные методы работы на
уроках русского языка по написанию сочинений
разных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической
диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно
выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.
Введение 3
Глава I.
Методика работы над сочинением. 5
Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
Тема сочинения и ее раскрытие. 13
Сочинения по картинкам. 14
Сочинения по наблюдениям. 15
Сочинения на основе прочитанного. 17
Сочинения по данной части. 20
Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23
Сочинения на данную тему.
План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк
(лес).
25
4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в
вазе» 25
Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28
Заключение
«Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.
Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в
полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого
русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал
музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес.
«Сентябрь. Охота» Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что
общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением,
полученным от музыки Чайковского?
Речевая подготовка
а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер
кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
(желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-
синий, бледно-голубой, коричневый).
в) Найдите неточно употребленное слово и замените его.
Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.
Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.
г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа,
слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
Составление и запись плана.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что вам особенно нравится в полотне Левитана?
Написание первого варианта сочинения.
Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать
окончательный
вариант сочинения.
Заключение
В этой работе я рассмотрела проблемы, которые встречаются в
работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом
воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается
концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем
правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В этой работе была проанализирована методическая,
литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов,
детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно
осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем
систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося
поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае
развивающий эффект
обучения будет максимальным.
Литература
Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного
// Начальная
школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М.,
1973.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1
класс. – М., 1974.
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Методическое руководство к картинам по
развитию речи.
3 класс. – М., 1974.
Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» //
Начальная школа.
- № 9.- 1981.- с. 23-27.
Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. - № 5.-
1981. - с. 26.
Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. –
М., 1953.
Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров //
Начальная школа.
- № 12. – 1997. – с. 30-35.
Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа.
- № 2. – 1989.
– с. 20–23.
Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика
русского языка.
- М., 1982.
Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. - № 10. – 1995.
–с. 47-49.
Львов М. Р. Методика
развития речи младших школьников.
– М., 1985
Львов М. Р. Речь
младших школьников и пути ее развития.
– М., 1975.
Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа.
- № 3. – 1984.
– с. 32-36.
Методика развития
речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. - №
3. – 1998. –
с. 80.
Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа.
- № 6. – 1987.
– с. 23-24.
Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
// Начальная
школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.
Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! - № классах // Начальная школа. - №
2. – 1988. –
с. 30-35.
Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных
классах. – М.,
1979.
Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших
школьников // Начальная
школа. - № 2 – 1995. – с. 25-28.
Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.
В. Занкова // Начальная
школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.
Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. – М., 1976.