Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Усложненный вид
рассматривания – беседа по картине.
Он отличается от предыдущего занятия
большей целенаправленностью, систематичностью
вопросов, последовательностью
Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно. Речевые реакции их замедленны.
При рассматривании
картин воспитатель учитывает интересы
детей, их психологические особенности.
Так, если картина динамична («Кошка
с котятами»), лучше в первую очередь
обратить внимание детей на динамику,
действия персонажей (играющий котенок).
Если картина яркая, красочная или на ней
изображено то, что бросается в глаза,
с этого и надо начинать рассматривание
(«Куры» – яркий петух). Заранее (до занятия)
картину малышам показывать не рекомендуется,
так как новизна восприятия потеряется,
интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное
восприятие у малышей развито недостаточно.
В среднем дошкольном
возрасте для рассматривания рекомендуются
более сложные предметные и сюжетные
картины («Подарки маме в день 8 Марта»,
«Дорогие гости», «На реке», «В гости к
бабушке») (СНОСКА: Из серии картин для
детских садов. Авторы-методисты Л. А. Пеньевская
и Е. И. Радина). Одни из них даются только
для рассматривания, другие – для рассматривания
и последующего рассказывания.
Беседы по картинам
усложняются, дети учатся видеть не только
главное, но и детали. В картине «Собака
со щенятами», например, обращается внимание
не только на собаку и ее щенят, но и на
воробьев, их действия. Во время рассматривания
можно предложить описать один из объектов,
привлечь детский опыт. Так, в беседе по
картине «На реке» надо дать возможность
полюбоваться рекой, голубым небом, пароходом,
который везет много пассажиров, после
чего перейти к рассматриванию находящихся
на берегу, спросить, катался ли кто-нибудь
на лодке, плавал на пароходе. В заключение
можно прочитать рассказ на эту тему.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Э. П. Короткова
рекомендует использовать вопросы,
развивающие воображение и творчество.
Так, при рассматривании
картины «Осенний день», говоря о
двух мальчиках, идущих в школу, можно
спросить: «Как вы думаете, о чем
они могут разговаривать?» По
картине «Зимние развлечения» для
активизации воображения можно
задать такой вопрос: «Если подойти поближе
к месту, где веселится детвора, что можно
услышать?» События, о которых говорят
дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями:
слышно, как на морозе хрустит снег; слышен
смех детей, веселые крики. Дети потом
включают эти факты в свои рассказы.
Повысит детскую
активность предложение самим задавать
вопросы. Так в учебную деятельность
детей вводится элемент самостоятельного
поиска. Эти вопросы учитываются
при дальнейшем рассматривании. Например,
на занятии по картине «Ежи» загадывается
загадка про ежа. Детям напоминают, что
они уже много знают про ежей (чем питаются,
как свертываются клубочком, как сердито
фыркают). Затем предлагается подумать,
что бы им хотелось еще узнать про ежей,
и задать вопрос. У детей может появиться
желание узнать, как ежи делают норки,
какими ежата родятся и быстро ли растут.
Далее они рассматривают картину, которая
помогает получить ответ на эти вопросы.
Своими пояснениями воспитатель уточняет
представления детей. В конце беседы правомерно
спросить: «Что нового вы узнали из беседы?»
(Пример Э. П. Коротковой.)
Для активизации
речи и мышления использовались такие
приемы, как задание детям подумать
(«О чем вы еще хотели бы узнать?»),
указание, в какой форме его
выполнить («Задайте вопросы»), подведение
детей к обобщению («Что нового вы узнали?»).
Развитию творчества
способствует прием придумывания детьми
названия картины, обсуждения его, выбора
наиболее удачного, сравнения с настоящим
названием.
Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривания картины и рассказывания по ней.
В методике развития
речи выделяется несколько видов
рассказов детей по картине.
Описание предметных
картин – это связное последовательное
описание изображенных на картине предметов
или животных, их качеств, свойств, действий,
образа жизни.
Описание сюжетной
картины – это описание изображенной
на картине ситуации, не выходящей
за пределы содержания картины. Чаще
всего это высказывание типа контаминации
(дается и описание, и сюжет).
Рассказ по последовательной
сюжетной серии картин.
По существу
ребенок рассказывает о содержании
каждой сюжетной картинки из серии, связывая
их в один рассказ. Дети учатся рассказывать
в определенной последовательности,
логически связывая одно событие
с другим, овладевают структурой повествования,
в котором есть начало, середина, конец.
Повествовательный
рассказ по сюжетной картине (условное
название), по определению К. Д. Ушинского,
«рассказ, последовательный во времени».
Ребенок придумывает начало и
конец к изображенному на картине эпизоду.
От него требуется не только осмыслить
содержание картины и передать его в слове,
но и с помощью воображения создать предшествующие
и последующие события.
Описание пейзажной
картины и натюрморта, навеянное
настроением, часто включает элементы
повествования. Вот пример описания картины
И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком
6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом.
Деревья стоят в воде, а на горке домики.
Их не затопило. В домиках живут рыбаки,
они ловят рыбу».
В обучении детей
рассказыванию по картине выделяют
несколько этапов.
В младшем дошкольном
возрасте осуществляется подготовительный
этап, который ставит своей целью
обогатить словарь, активизировать
речь детей, научить их рассматривать
картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
В среднем дошкольном
возрасте детей учат рассматривать
и описывать предметные и сюжетные
картины сначала по вопросам воспитателя,
а затем по его образцу.
В старшем дошкольном
возрасте возрастает мыслительная и
речевая активность детей. Дети самостоятельно
или с небольшой помощью воспитателя описывают
предметные и сюжетные картины, составляют
сюжетные рассказы по серии картин, придумывают
начало и конец сюжету картины.
К рассказыванию
по картине дети младшего возраста
подводятся постепенно, через другие занятия,
на которых учатся воспринимать содержание
картинки, правильно называть изображенные
на ней предметы и объекты, их качества,
свойства, действия, отвечать на вопросы
и с их помощью составлять описание. Этой
цели служат дидактические игры с предметными
картинками: малыши должны подобрать пару
к указанной картинке, назвать предмет,
сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки»
– картинки прячут (расставляют
по разным легко доступным местам),
дети находят их, приносят и называют.
В работе с малышами
используются предметные и сюжетные
картины, близкие опыту детей, вызывающие
эмоциональный отклик: «Кошка с котятами»,
«Собака со щенятами», «Корова с
теленком», «Наша Таня». Основной вид
занятия по картине в младшей
группе – беседа. Перед показом картины
выясняют опыт детей, вызывают интерес
к ней. В беседе можно выделить такие части:
рассматривание картины (о методике его
проведения см. выше) и рассказ воспитателя
о ней.
У детей постепенно
формируют умение связно, последовательно
рассказывать о содержании картины с помощью
вопросов воспитателя, его дополнений,
вместе с ним по логической схеме: «Кошка
Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие...
(котята). Один… (котенок)» и т.д. В процессе
такого рассказывания активизируется
словарь детей (котята, лакать, мурлыкать,
корзинка с клубками). Занятие заканчивается
небольшим обобщающим рассказом воспитателя,
который объединяет детские высказывания.
Можно прочитать какой-либо авторский
рассказ. Так, картине «Куры» по содержанию
соответствует рассказ К. Д. Ушинского
«Петушок с семьей». Потешки, загадки,
короткие стихи могут быть использованы
в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.
Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.
Средний дошкольный
возраст характеризуется
Примеры сравнений,
сделанных детьми: «У свиньи хвост
большой, как веревка, закорючкой, а
у поросеночка хвостик
Проводятся беседы
по сюжетным картинам, заканчивающиеся
обобщением, которое делает воспитатель
или дети. Постепенно дети подводятся
к связному последовательному описанию
сюжетной картины, в основе которого
первоначально лежит подражание речевому
образцу.
Для рассказывания
даются картины, которые рассматривались
в младшей группе, и новые, более
сложные по содержанию («Медвежата»,
«В гости к бабушке»).
Структура занятий
проста. Вначале дети молча рассматривают
картину, затем проводится беседа, уточняющая
основное содержание и детали. Далее дается
образец и предлагается рассказать о содержании
картины. Необходимость образца объясняется
недостаточным развитием связной речи,
бедностью словаря, неумением последовательно
излагать события, поскольку еще нет четкого
представления о структуре повествования.
Образец учит последовательности изложения
событий, правильному построению предложений
и соединению их друг с другом, отбору
необходимой лексики. Образец должен быть
достаточно коротким, преподноситься
живо, эмоционально.
Вначале дети воспроизводят
образец, а позднее рассказывают
самостоятельно, внося в рассказ
свое творчество.
Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».
Для начала можно
предложить одному ребенку описать понравившегося
ему котенка, другому ребенку – описать
кошку, а затем рассказать про всю картину.
В порядке усложнения
по картине «Собака со щенятами»
можно дать образец описания одного
щенка, а другого пусть дети описывают
самостоятельно по аналогии. Педагог помогает
пояснениями, которые касаются последовательности
описания, словаря, связи предложений.
По этой же картине дается план описания
всей картины, а речевой образец предлагается
в конце занятия.
Следующий этап
работы – рассказывание по серии сюжетных
картин (не более трех) – возможен при
наличии у детей умения описывать картины.
Рассматривается и описывается каждая
картина из серии, затем высказывания
детей объединяются в один сюжет воспитателем
или детьми. Причем уже в процессе рассматривания
выделяются начало, середина, конец развивающегося
во времени сюжета. Для этой цели наиболее
подходит серия «Как Миша потерял варежку»
(СНОСКА: См. приложение к кн.: Развитие
речи детей дошкольного возраста/ Под
ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984).
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста