Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Эффективен прием
коллективного рассказывания, когда
дети объединяются для выполнения общего
задания. Воспитатель составляет план,
выделяет микротемы и распределяет
их между детьми для рассказа о
школе (школьное здание, класс, учителя
и ученики, школьный урок, перемена).
Каждый ребенок обдумывает свою часть
рассказа. Педагог начинает, а дети друг
за другом продолжают рассказ под руководством
взрослого. Такое рассказывание опирается
на предыдущую деятельность детей, на
полученный ими опыт (экскурсия в школу,
рассматривание школьных принадлежностей,
беседа о школе). В дальнейшем возможно
совместное с детьми составление плана
рассказа, выбор детьми микро-тем, свободное
обсуждение их содержания.
Помощь детям
в рассказывании из индивидуального
опыта может заключаться в совместном
обсуждении плана. Поскольку начало вызывает
затруднения, можно обсудить с ребенком,
какими словами он хочет начать свой рассказ,
а затем, если это необходимо, подсказать
текст начала.
Полезно использовать
и такой прием, как рисование детьми
своей любимой игрушки, кошки или собаки,
собственного дома с последующим рассказыванием
о нарисованном. Е. И. Тихеева считала,
что в дошкольный период ребенок не может
писать и потому он зарисовывает свои
мысли и представлений. Рисунки ребенка
при помощи наводящих вопросов постепенно
начинают воплощаться в точное словесное
оформление, которое опирается на прочувствованное
и усвоенное им содержание.
Одним из ценных приемов развития речи является составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е. И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Известно, что письменная речь – высшая форма связной речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особое значение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, воспитательнице или в другой детский сад составляется коллективно, но каждый ребенок дает свой текст. Продумывается план – с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик. Составление письма – своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.
§ 11. Творческое
рассказывание
Возможность развития
творческой речевой деятельности возникает
в старшем дошкольном возрасте, когда
у детей появляется достаточно большой
запас знаний об окружающем мире, который
может стать содержанием словесного творчества.
Дети овладевают сложными формами связной
речи, словарем. У них возникает возможность
действовать по замыслу. Воображение из
репродуктивного, механически воспроизводящего
действительность превращается в творческое
(Л. С. Выготский).
Л. С. Выготский,
К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец
рассматривают творческое воображение
как сложный психический процесс, неразрывно
связанный с жизненным опытом ребенка.
Творческое воображение в дошкольном
детстве обладает наибольшей пластичностью
и наиболее легко поддается педагогическим
воздействиям.
Вопросы формирования
детского словесного творчества исследовались
Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной,
Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой,
Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е.
Шибицкой и рядом других ученых, разработавших
тематику и виды творческого рассказывания,
приемы и последовательность обучения.
Творческое рассказывание детей рассматривается
как такой вид деятельности, который захватывает
личность ребенка в целом: требует активной
работы воображения, мышления, речи, проявления
наблюдательности, волевых усилий, участия
положительных эмоций.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного
творчества, отмечает О. С.Ушакова (СНОСКА:
Ушакова О. С. Речевое воспитание
в дошкольном детстве. Развитие связной
речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996),
лежит восприятие произведений художественной
литературы, устного народного творчества,
в том числе и малых фольклорных форм (пословицы,
поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве
содержания и художественной формы. Словесное
творчество она рассматривает как деятельность,
возникающую под влиянием произведений
искусства и впечатлений от окружающей
жизни и выражающуюся в создании устных
сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь
между восприятием
Словесное творчество
детей выражается в различных
формах: в сочинении рассказов, сказок,
описаний; в сочинении стихотворений,
загадок, небылиц; в словотворчестве (создании
новых слов – новообразований).
Для методики обучения
творческому рассказыванию
На первом этапе
происходит накопление опыта. Роль педагога
заключается в организации
Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем
этапе появляется новая продукция.
Ребенок интересуется ее качеством, стремится
завершить ее, испытывая эстетическое
удовольствие. Поэтому необходимы анализ
результатов творчества взрослым, его
заинтересованность. Анализ нужен и для
формирования художественного вкуса.
Знание особенностей
формирования детского словесного творчества
дает возможность определить педагогические
условия, необходимые для обучения детей
творческому рассказыванию.
Напомним, что
в основе творческого рассказывания
лежит процесс переработки и
комбинирования представлений, отражающих
реальную действительность, и создание
на этой основе новых образов, действий,
ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном
восприятии. Единственным источником
комбинаторной деятельности воображения
является окружающий мир. Поэтому творческая
деятельность находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия представлений,
жизненного опыта, дающих материал для
фантазии.
Одним из условий
успеха детей в творческой деятельности
является постоянное обогащение опыта
детей впечатлениями из жизни. Эта работа
может иметь разный характер в зависимости
от конкретного задания: экскурсии, наблюдения
за трудом взрослых, рассматривание картин,
альбомов, иллюстраций в книгах и журналах,
чтение книг. Так, перед описанием природы
используются систематические наблюдения
за сезонными изменениями в природе и
чтение литературы с описанием природных
явлений.
Чтение книг,
особенно познавательного характера,
обогащает детей новыми знаниями
и представлениями о труде
людей, о поведении и поступках
детей и взрослых, углубляет нравственные
чувства, дает прекрасные образцы литературного
языка. Произведения устного народного
творчества содержат много художественных
приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения),
привлекают своеобразным строением, художественной
формой, стилем и языком. Все это оказывает
влияние на словесное творчество детей.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.
Так, наблюдая зимний
пейзаж, дети с помощью воспитателя
дают разнообразные определения
качеств и состояний снега: белый,
как вата; чуть голубоватый под
деревом; искрится, переливается, сверкает,
блестит; пушистый, падает хлопьями.
Затем эти слова
используются в рассказах детей («Это
было зимой, в последний месяц зимы, в феврале.
Когда последний раз выпал снег – белый,
пушистый – и все падал на крыши, на деревья,
на детей, белыми большими хлопьями»).
Творческий рассказ
– продуктивный вид деятельности,
конечным результатом его должен быть
связный, логически последовательный
рассказ. Поэтому одно из условий – умение
детей связно рассказывать, владеть структурой
связного высказывания, знать композицию
повествования и описания.
Этим умениям
дети обучаются на предыдущих возрастных
этапах, воспроизводя литературные тексты,
составляя описания игрушек и картин,
придумывая по ним рассказы. Особенно
близки к словесному творчеству рассказы
об одной игрушке, придумывание конца
и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие
– правильное понимание детьми задания
«придумать», т.е. создать нечто новое,
рассказать о том, чего на самом деле
не было, или ребенок этого сам
не видел, но «придумал» (хотя в опыте
других подобный факт мог быть).
Тематика творческих
рассказов должна быть связана с общими
задачами воспитания у детей правильного
отношения к окружающей жизни, воспитания
уважения к старшим, любви к младшим, дружбы
и товарищества. Тема должна быть близка
опыту детей (чтобы на основе воображения
возник зримый образ), доступна их пониманию
и интересна. Тогда у них появится желание
придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».
В методике развития
речи не существует строгой классификации
творческих рассказов, но условно можно
выделить следующие виды: рассказы
реалистического характера; сказки;
описания природы. В ряде работ выделяется
сочинение рассказов по аналогии с литературным
образцом (два варианта: замена героев
с сохранением сюжета; изменение сюжета
с сохранением героев). Чаще всего дети
создают контаминированные тексты, поскольку
им трудно давать описание, не включая
в него действие, а описание сочетается
с сюжетным действием.
Начинать обучение
творческому рассказыванию
Наиболее сложным
заданием является создание текстов описательного
характера о природе, поскольку выразить
в связном тексте свое отношение к природе
ребенку сложно. Для выражения своих переживаний,
связанных с природой, ему надо владеть
большим количеством обобщенных понятий,
в большей степени уметь синтезировать.
Приемы обучения
творческому рассказыванию
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста