Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Рассказы из
опыта можно разделить на два
вида: рассказы, отражающие коллективный
опыт детей (о событиях, в которых принимали
участие все дети (экскурсия на почту);
рассказы, отражающие индивидуальный
опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной
день»; «Расскажи о своем доме»).
Первый вид
рассказывания для педагога психологически
проще, так как он сам был участником событий,
о которых будут говорить дети, и у него
больше возможностей помочь им. Второй
вид рассказывания психологически сложнее
– никто не наблюдал того, о чем будет
рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием
в этом случае труднее, и дети нуждаются
в помощи взрослого.
Методика обучения
рассказыванию из опыта была разработана
Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.
Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др.
Успешность выполнения
речевого задания зависит от активизации
детской памяти. С этой целью используются
вспомогательные вопросы. Задача их
– научить ребенка последовательно
и полно, в понятной для слушателей форме
воспроизводить свой личный опыт, рассказывать
о впечатлениях и переживаниях, направлять
свое внимание на суть передаваемых событий.
Вопросы должны быть понятными детям и
давать возможность для составления связного
последовательного рассказа. Наиболее
широко вопросы используются в рассказах,
отражающих коллективный опыт. В рассказывании
на темы из личного опыта они тоже уместны,
но задаются в более общем виде, поскольку
воспитатель не знает, о чем будет говорить
ребенок.
Так, говоря об отдыхе
всех детей на даче, можно спросить
их о купании в речке; о том,
как они загорали, как ходили в
лес за грибами. Вопросы задаются
очень конкретные («А помните, как
Миша чуть не заблудился в лесу?»).
Говоря с детьми
об их индивидуальном опыте, педагог не
знает подробностей, потому и вопросы
имеют общий характер («Где ты отдыхал
летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос
задается в естественно-разговорной форме.
Воспитатель выказывает свою заинтересованность
к предмету рассказа, желание узнать о
нем поподробнее. Вопросы неконкретные,
равнодушные («Что ты еще можешь рассказать
о жизни в деревне?») не активизируют детскую
память и мышление, не затрагивают эмоции
ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе
самого рассказывания мешают ребенку
довести рассказ до конца и вовлекают
иногда в беседу других детей. Поэтому
использовать их следует очень осторожно.
Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца (СНОСКА: Пеньевская Л. А. Рассказывание как средство обучения связной речи//Известия АПН РСФСР. - 1948. - №16) в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.
В основу рассказа
воспитателя должен быть положен
какой-либо случай (или событие), представляющий
интерес для детей и близкий
их жизненному опыту.
Рассказ должен
отличаться четкой последовательностью
изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая
детей, затем следует нарастание действия.
После момента наибольшего напряжения
быстрая и ясная развязка.
Язык рассказа
должен быть приближен к разговорной
речи, а сам рассказ – быть
понятным и кратким, образным, без длинных
фраз. Образность и живость языка воспитателя
влияют на выразительность детской речи.
Образец должен
вести к развитию самостоятельной
мысли, а не к механическому повторению.
Рассказ воспитателя о случае
из его жизни является одним из простых
и ценных видов применения образца в рассказывании
из опыта. Он повышает интерес детей к
этой деятельности и помогает им приобрести
целый ряд практических умений. Такой
рассказ эмоционально воспринимается
детьми, потому что связан с близким и
авторитетным для них человеком. Еще Е.
И. Тихеева считала, что личные переживания
в таких рассказах, наблюдения рассказчика
играют огромную роль. Рассказы мамы или
любимой воспитательницы о временах и
событиях, когда дети были маленькими,
они особенно любят.
Приведем пример
использования образца на занятии
по обучению рассказыванию из опыта
на тему «Новогодняя елка». Вначале
воспитательница спросила у детей,
была ли у них елка, где ее взяли,
чем она была украшена, как играли
вокруг елки. Затем дала образец рассказа.
«Когда я была маленькой, я жила недалеко от лесного питомника, где выращивают елки. Под Новый год мы вместе с папой пошли в питомник, чтобы выбрать самую красивую елку. Папа взял с собой топор и срубил на полянке густую елочку. Я помогла папе привезти ее на санках домой. Когда мы привезли елочку, я увидела, что между иголками на ней маленькие шишки. Игрушек у меня не было. Мы вместе с бабушкой сделали много разных игрушек: домик, мельницу, зайку, белочку и Деда Мороза и украсили ими нашу елочку. Еще мы навесили на елочку яблоки, звезды, свечи. А потом пришли мои подружки, и мы все вместе играли, пели, танцевали вокруг елки».
Своим образцом
воспитатель привлек внимание детей
к событию своего детства, и оказал
последовательность изложения, вызвал
интерес к теме и предложил каждому рассказать
о своей елке. Образец помог направить
мысли детей на отбор соответствующего
содержания, овладеть формой рассказа
по определенному плану.
Пример рассказа
ребенка: «Мама мне купила елку на
базаре, а папа купил разноцветные лампочки.
Вечером мы все вместе ее украшали. Я повесила
зайчика с капустой, много шариков стеклянных,
бусы, дождик. Под елкой я поставила Деда
Мороза и Снегурочку. На ветке повесила
снегиря, на самой верхушке золотую звезду».
Другим приемом
обучения детей является рассказывание
по плану, заданному в виде вопросов или
указаний. План способствует большей сосредоточенности
на предмете рассказа, развитию последовательности
в изложении событий. Воспитатель сам
намечает вехи на пути детского рассказа.
Указания несколько освобождают внимание
ребенка от заботы о последовательности
изложения и положительно влияют на умение
рассказывать подробно, точно и выразительно.
Приведем пример плана в виде вопросов:
«Расскажите, как вы провели праздник.
Куда ходили? С кем? Что видели интересного?
Что вам особенно понравилось?» А вот план
в форме указаний: «Расскажите, как мы
вырастили цыплят. Сначала расскажите,
как у нас появились цыплята, какие они
были. Потом – как мы за ними ухаживали.
Закончите рассказ тем, какие стали цыплята,
когда выросли».
В младшем дошкольном
возрасте настоящего рассказывания
по воспоминаниям еще нет. Это
первоначальная ступень обучения. Высказывания
детей несовершенны, для них характерна
ситуативность, их трудно понять слушателю.
Дети дополняют свои сообщения движениями
и жестами. Занятие проходит как полуразговор,
полубеседа на близкую детям тему: о любимых
игрушках и животных; о том, с кем ребенок
живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе
или брате); о том, как прошел выходной
день.
Разговор-беседу
связывают с наглядным
Беседовать следует
до тех пор, пока у детей сохраняется
интерес. Обычно многие хотят сказать
хоть несколько слов о своих братьях
или сестрах и перебивают друг
друга. Необходимо учить детей слушать
других и дополнительными вопросами
уточнять детские высказывания. По достижении
четырех лет ребенок уже может повторить
обобщающий рассказ воспитателя.
В среднем дошкольном
возрасте обучение начинается с рассказывания
по вопросам и заканчивается обобщением
педагога или детей. Ребенок рассказывает
о том, как помогает маме, что он видел
на улице, как провел праздник, какой подарок
подарил маме.
Самостоятельное
повествование рекомендуется
При условии
систематического обучения умениям, необходимым
для описания и повествования, детям становится
посильным рассказывание из индивидуального
опыта («Где работают моя мама, мой папа»).
Воспитатель помогает вопросами до начала
рассказывания и по ходу его по мере надобности.
Большую помощь оказывает образец в форме
обобщения разрозненных ответов детей.
Позднее становится возможным использовать
образец перед рассказыванием. Он помогает
ребёнку вспомнить случай из его жизни
и построить высказывание по аналогии.
Следует учитывать,
что детские высказывания часто
бывают невыразительными, изобилуют паузами,
так как все внимание ребенка направлено
на содержание. Не следует спешить подсказывать,
чтобы не увести детей в сторону от рассказа.
Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.
Усилия воспитателя
направлены на развитие у детей памяти
и воссоздающего воображения, на
формирование умения выстраивать логику
повествования, самостоятельно отбирать
материал из жизненных впечатлений, находить
нужные слова и выражения. С этой целью
применяются образец рассказа и план.
В начале учебного
года в старшей группе можно использовать
разработанный Э. П. Коротковой прием
подачи образца с последующим его анализом.
Тема рассказывания
из опыта – «Моя любимая игрушка».
В предварительной беседе детям
предлагают вспомнить об их игрушках,
назвать и описать их, а затем
ставится задача интересно рассказать
о любимой игрушке. Детские рассказы
предваряет образец.
«Когда я была
маленькой, моей любимой игрушкой был
заводной цыпленок. Он был желтенький,
с круглыми черными глазами и
острым клювом. Цыпленок был маленький
– умещался на моей ладошке. Когда
его заводили, он начинал быстро-быстро
клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать
с места на место. Я подзывала цыпленка:
цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было весело!»
Затем педагог
анализирует образец, объясняет, что
рассказ состоит из двух частей:
вначале подробно говорится об игрушке,
как она выглядела, чем была интересна,
в конце – об игре с любимой игрушкой.
В заключение даются конкретные указания
детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь
сначала подробно сказать все об игрушке,
а потом – как вы с ней играете». Этот прием
помогает детям овладеть формой изложения.
В дальнейшем образец
используется как побудитель детского
творчества. Методика применения его
в связи с этим изменяется. Его
можно предлагать детям после 2 –
3 рассказов или в конце занятия.
Постепенно от образца можно перейти
к рассказыванию по плану и по указаниям
педагога.
В старших группах
расширяется программа
С детьми седьмого
года жизни можно организовать рассказывание
из опыта на морально-этические темы («Рассказ
о моем друге», «Как мы заботимся о малышах»,
«За что я люблю свою маму»). Такие занятия
способствуют воспитанию чуткого отношения
к близким людям, доброты, заботливости,
внимания к окружающим.
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста