Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Работа состоит из  1 файл

Методика развития связной речи.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно  описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам. 

В старшей группе рекомендуются такие картины, как  «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: 

·         описанию и сравнению предметных картин; 

·         описанию сюжетных картин; 

·         повествованию по серии сюжетных картин. 

Занятие начинается с рассматривания или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений детей, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Основным приемом  обучения по-прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец  дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми. 

Например, план в виде вопросов и указаний. Так, по картине «Зимние развлечения» (автор О. И. Соловьева) детям предлагается рассказать сначала о том, как  дети лепят снежную бабу, затем  о тех, кто заботится о птицах, далее как катаются с горки и, наконец, что делают другие дети. 

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой  вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи. 

Разработаны различные  варианты предъявления картин для составления  коллективного рассказа по сюжетной серии (СНОСКА: Смирнова Е. А., Ушакова О. С. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников//Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. – М., 1987): на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета; дети размещают в нужной последовательности не правильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа).

Методику предъявления картин можно варьировать и дальше. Каждый вариант решает ряд задач: формирования представлений о композиции, развития умений описывать сюжет, предвидеть его развитие, придумывать начало и середину, когда известен конец, и др. 

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию  по картине, к придумыванию начала и  конца к изображенному эпизоду. 

В подготовительной к школе группе дети должны уметь  самостоятельно составлять описания и  повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением  соответствующей структуры, с использованием образной речи. 

Для обучения используются все типы картин и все виды детских  рассказов. Особое внимание уделяется  самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто  используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки. 

В этой группе продолжается обучение рассказыванию по серии  картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). 

Воспитатель может  начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. 

Э. П. Короткова  рекомендует организовывать составление  рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам. Она советует так проводить рассматривание, чтобы было обеспечено содержание для рассказов. Начало беседы должно быть не традиционным, а несколько необычным («Почему на картину весело смотреть?» или «Чем вас развеселила картина?»). 

Для придумывания творческого рассказа-повествования (последовательного во времени) берется  знакомая детям картина («Шар улетел», «Новенькая», «Подарки маме к 8 Марта»), уточняется ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до того, например, как девочка Таня пришла в детский сад (по картине «Новенькая»).

Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии («Может быть, Таня часто видела, как дети играют на участке детского сада, как им весело, и ей тоже захотелось быть с ними. А может быть, однажды пришла мама с работы и сказала: «Завтра, Танюша, пойдешь в детский сад». Таня обрадовалась или огорчилась? Как она собиралась?»). 

Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить что-то новое. 

Для поддержания  интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление  и отгадывание загадок. 

Особый интерес  представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева (СНОСКА: Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968). Остановимся кратко на особенностях этой методики. 

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть  красоту изображенного, найти слова  для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем  взволнован художник, осознать свое отношение  к воспринимаемому. 

Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др. 

Рассматривание  пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний  и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т.д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение. 

Н. М. Зубарева рекомендует  оригинальные приемы рассматривания пейзажных  картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении  музыки («Золотая осень» И. Левитана и  «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма  занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща»  И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям  увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники  для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми. 

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

§ 10. Рассказывание  из опыта 

Рассказы о  впечатлениях из опыта опираются  в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный  его памятью. В основе их лежит  работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети. 

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей  сложны и многообразны, и поэтому  часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмечала Л. А. Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами. Например, рассказы о новогодней елке начинаются с описания появления Деда Мороза или сюрпризного момента. 

Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок  хорошо знает то, о чем он говорит. Сложность, однако, в том, что в  процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию. Возрастают ситуативные элементы в речи.

Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал. 

Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается  в значительной степени в практике повседневного общения ребенка  с окружающими, но главным образом  в процессе обучения, т.е. на занятиях. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. 

Обучение рассказыванию  из опыта программа рекомендует начинать со старшей группы. Но мы считаем целесообразным начинать такое обучение гораздо раньше. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. 

Тематику рассказов  намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и  дома, какие события произошли в их жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу. 

Можно рекомендовать  следующие темы: 

1.      для средней группы – как  провели праздник новогодней  елки; о родном доме, о своей  кошке или собаке; как работали  на огороде; как меняли рыбкам  воду в аквариуме; что видели на кухне; 

2.      для старшей и подготовительной  к школе групп – о том,  как провели праздник; что видели  во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали  летом; наш огород; как шьют  одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме. 

В методических пособиях приводится много интересных тем, но воспитатель не может взять  любую из них на выбор и предложить детям для рассказывания. Он должен быть уверен, что у детей имеется  запас знаний и представлений  по данной теме. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Но одни темы ориентируют на конкретный случай («Как мы лепили снежную бабу»), а другие предлагают ребенку самому отобрать факты и рассказать о них («Наши зимние забавы» и др.). М. М. Конина предлагала в старших группах практиковать рассказы на отвлеченные темы («Расскажи о веселом случае»). Интересны воспоминания о смешном. Если у малышей чувство комического развито плохо, то шестилетние понимают комизм положения, умеют пошутить сами («Дуня – это дует что ли?») и способны вспомнить какой-то смешной случай и рассказать о нем. 

Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста