Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.
Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие
средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и
ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений,
появление психических расстройств у одного или обоих супругов.
Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные
нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических
трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У
супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по
любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.
Конфликтное поведение
формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное
молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот
взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в
отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в
подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления;
демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком
по столу), оскорбление
физическими действиями и др.
1.1 Психотравмирующие последствия
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для
супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд
отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется
отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования
дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются
отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются
в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или
повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие
психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной
неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и
состояние вины.
Состояние полной семейной
конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между
ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью.
Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических
воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной
жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность
выражается в
эмоциональных взрывах и
Семейная тревога чаще
Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде
всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение
переживаний. Оно возникает в результате:
• создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления,
трудного или даже безвыходного положения;
• создания для
супруга препятствий для
удовлетворения потребностей;
• создания ситуации
постоянного внутреннего
Проявляется в
приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек
чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и
неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как
обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не
являются.
1.2 Предупреждение супружеских
Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских
взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты
(В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков).
Большинство из них сводится к следующему:
Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий
для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки,
обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление
отрицательных эмоций.
Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются.
Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых,
гостей и т.д.).
Не преувеличивай
собственные способности и
всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь
внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о
своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.
Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о
конкретном поведении в конкретной ситуации.
Относись к
увлечениям супруга с
иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться
установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы
иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-
психологическую
перенасыщенность общением.
1.3 Разрешение конфликтов между супругами
Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких
других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и
уступать.
Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться
победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать
достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно
быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить
себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции
стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим
придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других —
родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов
зависит благополучие семьи.
Отдельно стоит остановиться
на таком радикальном
супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует
процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в
отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б)
физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический
развод, требующий правового оформления прекращения брака.
Многим развод приносит
того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они
различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе
женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина,
подвержена нервно-психическим расстройствам.
Негативные последствия
сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас
любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам
встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по
поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-
психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную
семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет
преступность. Это
создает для общества дополнительные
трудности.
2. Конфликты во взаимодействии
родителей и детей
Данная разновидность
повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием
специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему
конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается
социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме
конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых
стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило,
изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В.
Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на
развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти
такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже
в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные
взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.
Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих
причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые
рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во
взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный
типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное
равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена
семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать
противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,
выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень
психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию,
приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства
постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты